Каждый раз, когда вы решаете за ребенка сложную математическую задачу, вы подрываете его уверенность в себе, считает преподаватель и мама двоих детей Джессика Лейхи. В книге «Дар неудачи», которая вышла в издательстве «Самокат», она рассказывает, как перестать контролировать учебу вашего ребенка и дать ему возможность стать самостоятельнее.
Домашняя работа бывает разной: упражнения и подготовка к контрольной, полезная и бессмысленная, увлекательная и совершенно мучительная. Но о какой бы разновидности домашней работы ни шла речь и как бы вы лично ни относились к ее целям и осмысленности, домашнее задание — в любом случае для ребенка, а не для вас. Ваша обязанность — поддерживать. Ободрять, направлять внимание ребенка, пока он мал, а когда подрастет — четко сформулировать требования к нему и больше не лезть.
Да, знаю, знаю: проще сказать это, чем сделать. Не так трудно отойти в сторону и предоставить ребенку автономию, когда задание достаточно простое — например прорешать стандартные примеры — или когда срок сдачи большого проекта безопасно маячит где-то в отдаленном будущем. Но когда нытье и жалобы в духе «Я не хочу делать домашку» и «Она очень сложная!» перерастают в вопль, возникает соблазн взять все в свои руки или попросту подсказать правильный ответ, чтобы эта пытка прекратилась и все члены семьи могли вернуться к нормальной жизни.
Поддаваться этому соблазну нельзя. Такие моменты стресса, когда у ребенка зашкаливает уровень фрустрации, являются ценнейшей возможностью для развития прилежания, упорства и усердия.
Ребенок как раз и учится не сдаваться и биться до конца, когда ему приходится трудно, когда он уже уверен, что ничего не получится, когда он страдает от последствий собственной прокрастинации или неумения планировать и придерживаться плана.
Что еще важнее, сложная домашняя работа имеет бóльшую ценность с точки зрения обучения, чем легкая, так что держитесь. Проявите силу воли. Когда плакат к научной ярмарке превращается в измазанное клеем месиво, а время укладываться спать уже на час просрочено, именно тут вам следует не просто отступить на шаг, а вовсе уйти.
Может показаться, что от вмешательства особой беды не будет, но такого рода ущерб накапливается кумулятивно.
Каждый раз, когда вы перехватываете задание и избавляете ребенка от необходимости решать сложную математическую задачу или писать научную работу, вы подрываете его уверенность в себе и его автономию.
Справиться с заданием самостоятельно — вот мощный стимул, награда куда более ценная, чем оценки и результаты контрольной. Сосредоточьтесь на долгосрочной перспективе.
Достаточно скоро забудется то задание, над которым ребенок бился полночи; он, возможно, уже и не вспомнит, как этот плакат или эта задача казались ему не по зубам или как ни за что не хотела писаться проклятущая научная работа. Конкретику он забудет, но вот что останется: долгосрочные благие последствия тех часов, когда он самостоятельно разбирался в математической задаче или проводил научный эксперимент до самого конца, пока не получал свои собственные результаты.
Да, возможно, ребенку предстоит разочароваться в своих усилиях или даже в своих способностях, если наутро он предстанет перед учителем и одноклассниками с неверным ответом, но ему нужны такие уроки. Ваша обязанность — не спасать ребенка от разочарований и неловких ситуаций, а сочувствовать, поддерживать и помогать ему отыскать в самом себе силы и навыки для выполнения следующего задания.
<…>
После того как вы проверите слух и зрение ребенка, а также количество сна и сложность заданий, присмотритесь, как выполняется само задание. Когда я слышу от родителей, что ребенок часами сидит над тетрадкой, я стараюсь незаметно исподволь проследить за этим учеником во время перемены или выполнения самостоятельного задания в классе.
Некоторые ребята с виду работают, но, вглядываясь, я убеждаюсь, что они тратят уйму времени, прыгают от задания к заданию, начинают и бросают, бессмысленно что-то карябают. И это без смартфона, компьютера и прочих отвлекающих факторов под рукой. Другие ребята, которые сразу приступают к заданию и делают его до конца, выполняют пункт за пунктом и движутся дальше, успевают вдвое и даже втрое больше, чем те, кто вот так возится понапрасну.
Родители ребят, которые напрасно растрачивают время, часто жалуются на то, что дети засиживаются допоздна, и в ответ мы напоминаем, что значительную часть работы можно было бы сделать во время большой перемены, что ребята, которые разумно этим пользуются, приносят домой намного меньше заданий, чем те, кто в это время развлекается.
И если вам кажется, что заданий чересчур много, попробуйте проделать дома вот какое упражнение: посидите рядом с ребенком, пока он делает задание, и отметьте моменты, когда он двигается вперед, а когда занимается всякой ерундой или тянет время. Таким образом вы получите объективное представление о том, сколько времени в совокупности уходит на реальную работу, и если «чистое время» все равно покажется вам чересчур долгим, тогда определите, какие предметы «виноваты» в этом более всего, и поговорите с соответствующими учителями об избыточной нагрузке.
Если учителя ответят, что ваш ребенок в меньшинстве, а дети тратят на домашнее задание не более разумно отведенного времени, испробуйте Рецепт Времени — метод, названный в честь одной из моих любимейших героинь детской литературы, мисс Пигл-Вигл.
Фото: unsplash
Рецепт Времени изобретен учительницей математики Элисон Горман, преподавательницей средней школы. Она обратила внимание, что некоторые ученики долго возятся с задачами дома, но в классе, когда такие же примеры назначаются в качестве самостоятельного задания, зато нет отвлекающих моментов и отведено ограниченное время, эти ребята успевают сдать работу в срок, а порой и раньше, чем требовалось.
Рецепт Времени выглядит так: выясните, какой предмет отнимает у ребенка больше всего времени, и подсчитайте, сколько времени на него уходит каждый день. Для примера предположим, что это алгебра. Если ученик тратит на нее полтора часа, сократите время вдвое, установите таймер на 45 минут и предупредите, что, как только это время истечет, с алгеброй будет покончено и придется приниматься за другие предметы. Поставьте таймер так, чтобы ребенок его видел и мог наблюдать, как уходит время.
Предупредите, что не стоит расходовать полчаса на первый пример — тогда никак не справиться со всем заданием за 45 минут, надо правильно рассчитать время. И знаете что? В девяти случаях из десяти ваш школьник уложится в срок.
Поговорите заранее с учителем, предупредите о намеченном эксперименте: с большой вероятностью учитель согласится на некоторое время дать ребенку послабление. По крайней мере он будет предупрежден о том, почему один-два примера могут остаться недоделанными, и ему эта информация тоже пригодится. Он сможет разобраться, какой именно тип задач вызывает у ребенка затруднения, и со своей стороны поспособствует тому, чтобы Рецепт Времени пошел ученику на пользу.
Теперь перейдем к практическим деталям: когда пора вмешиваться, в чем должна заключаться помощь, когда пора отступить и как подсказать ребенку, в чем плюсы того, что он не справился с заданием. Главное — сосредоточиться на итогах игры, а не на ежеминутных более или менее выгодных ходах; всегда держать в уме долгосрочные цели роста, автономии, компетентности, мастерства и прилежания.
Вот некоторые практические шаги, которые родители могут предпринять, чтобы помочь детям любого возраста научиться организовываться, выстраивать стратегию и брать на себя ответственность за домашние задания.
Маленьких детей нужно обучать пошагово, пока не сформируются правильные привычки, но вы вправе надеяться, что постепенно ребенок возьмет контроль за этой стороной жизни на себя. Если ваш ребенок старше, но еще никогда не брал на себя ответственность за собственную учебу, идеальный способ начать — предоставить ему самому контролировать первые шаги.
Фото: unsplash
Обеспечьте топливо. Мозги не могут работать без пищи и питья. Приготовьте (или предложите ребенку самостоятельно приготовить) полезный перекус и запас воды, чтобы максимально увеличить ресурсы энергии, которые понадобятся его мозгу для предстоящей работы.
Избавьтесь от отвлекающих моментов. Даже небольшие отвлечения, например переключения с задания на задание или кратковременная рассредоточенность, приводят к ошибкам. Недавнее исследование показало, что отвлечение всего на три секунды удваивает количество ошибок в задании: вероятно, его детали выскальзывают из кратковременной памяти. Отведите для выполнения заданий тихое, без помех, место.
Разберитесь с требованиями. Нужно точно понять, чего учителя ожидают от вашего ребенка. Многие учителя рассылают или выкладывают онлайн недельный план занятий, чтобы родители могли заранее посмотреть задания. Используйте эту информацию, чтобы прояснить ожидания и спланировать задания на всю неделю. Учителя начальной школы часто составляют «семейные письма» с разъяснением основных преподаваемых в школе понятий. Если ребенок постарше недоумевает, чего именно от него хотят, посоветуйте ему обратиться с вопросом к учителю.
Организация и стратегия. Во время большой перемены я прошу учеников составлять список дел на доске, вывешенной перед моим кабинетом. Таким образом они должны разобраться, что от них требуется. И заодно одноклассники напомнят друг другу про математику или французский. И вы дома вполне можете спросить: «Как у тебя с английским? Вроде бы по понедельникам грамматика?» — и помочь ребенку расставить приоритеты.
Посоветуйте ребенку начинать с самого трудного. Исследования показывают, что ресурсы самоконтроля в мозгу ограничены и наиболее доступны в начале работы над домашним заданием.
Оцените конечный продукт. Приучите ребенка делать паузу по окончании задания и по завершении всей домашней работы и оценивать, выполнено ли задание полностью в соответствии с инструкциями. Некоторые учителя просят родителей подписывать задания, но следует развивать у ребенка способность самостоятельно оценивать соответствие его работы требованиям. Когда ребенок научится это делать, предупредите учителя, что отныне вы подписывать работы не будете: ребенок полностью ответственен за свои домашние задания.
Делайте столько, сколько удается сделать. Если после повторных попыток ребенок все же не справляется с большим заданием, предложите разделить его на части и сделать столько, сколько сумеет.
И тут наступает момент поговорить с учителем начальных классов о его ожиданиях и требованиях. Некоторые учителя рассчитывают на то, что родители помогут ребенку с работой, другие предпочитают, чтобы разделы, которые ребенок не осилил, он так и сдавал незаполненными — тогда лучше видно, что ребенок усвоил, а что нет.
Лично я предпочитаю, чтобы ребенок сделал хоть что-то, даже если задание не будет выполнено целиком. Например, при чтении заковыристого латинского текста я прошу учеников посмотреть все слова в словаре и выписать их значения, а если не удается установить точный перевод, то хотя бы указать, к какой части речи относится слово. Чем больше информации о допущенных ошибках я получу, тем легче будет направить ученика на верный путь.
Стремитесь к учебе, а не к совершенству. Сосредоточьтесь на том, что действительно важно в домашней работе. Ее цель — не добыть правильные ответы, а предоставить ребенку возможность практиковать и наращивать те навыки, которые были усвоены сегодня в школе, а также подготовиться к овладению навыками, которые появятся в школьной программе завтра.