Мать ушла из дома с младшим и старшим детьми, оставив дома малышей полутора и пяти лет. Их обнаружили сотрудники опеки во время плановой проверки. Можно ли понять, насколько часто мать оставляет детей одних или просто вышла на пять минут, как должны действовать соцслужбы и как реагировать, если вы видите ребенка без присмотра? Объясняет Елена Альшанская, президент БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам», член Общественной палаты РФ, Общественного совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере.
Елена Альшанская
Когда в органы опеки или полицию поступает сигнал, что ребенок в опасности, они обязаны выехать и отреагировать. К сожалению, до сих пор у нас на государственном уровне не заложена процедура расследования, нет критериев оценки риска угрозы жизни и здоровью ребенка, нет требований к специалистам. И когда возникает сигнал, органы опеки или полиция, которые выехали на него, должны оценить ситуацию на глазок. За один визит, с первого раза они должны как-то понять, насколько опасна ситуация в целом для детей, насколько она регулярна, вышла ли мама на пять минут в магазин или постоянно оставляет ребенка одного и не заботится о нем.
Понятно, что в очень редких ситуациях это возможно. Если вы зашли, а мама занесла топор над головой ребенка – ситуация очевидна, но если вы зашли, а ребенок один – вы не знаете, что это за этим стоит, форс-мажор или привычка, недооценка мамой рисков или ее пренебрежение к ребенку и так далее. Для того, чтобы это понять – нужно время на исследование ситуации, нужны критерии оценки, нужны, в первую очередь, грамотные специалисты, которые при этом стоят на совершенно определенных ценностных основах – задачи помочь ребенку, сохранив, если это возможно, семью, с уважением ко всем участникам этого процесса.
Сегодня законодательство, по сути, не дает никаких вариантов реакции на ситуацию, которая потенциально похожа на опасную – вот например, как эта – маленький ребенок один дома – кроме перемещения ребенка в детское сиротское учреждение. Понятно, что если годовалый малыш остается дома один, да еще сидящим в ванной – это прямая угроза его жизни и здоровью, и то, что он не утонул – просто невероятное везение. Но, насколько я поняла ситуацию, женщина, оставившая детей одних – выпускница детского дома, и у нее просто нет элементарных знаний, понимания опасности, ей неоткуда их взять.
В такой ситуации мама явно нуждается в регулярном сопровождении. Ее нужно обучать быть мамой для своих детей так, чтобы она их не оставляла, ведь умение правильно заботиться о ребенке не появляется само по себе изначально, большая часть этих знаний, которые нам кажутся очевидными, мы впитывали в родительских семьях, повторяя со своими детьми схемы, перенятые у собственных родителей. Когда такой схемы просто нет, ее нужно изучать, при этом осознавая, что человек не всегда понимает целесообразность этого.
Мы не раз сталкивались с тем, что выпускники детских домов или дети, выросшие в очень неблагополучных семьях, сами не понимали, как заботиться о собственных детях.
Например, была мама, выросшая у родителей, употреблявших алкоголь и наркотики, она сама и ее братья и сестры были предоставлены сами себе, ходили весь день по поселку, кормились у соседей. Когда она выросла, родила своих детей, у нее не было в голове никакой схемы, что оставлять детей одних – некий риск, что за ними нужно следить, что дети нуждаются в присмотре.
Если такие родители не понимают, что ребенку, оставленному одному, действительно угрожает опасность, на какой-то первый момент можно действовать, объясняя, что у нас такие требования закона и детей просто могут изъять, и вот это может сработать. А дальше все равно нужно продолжать работать с тем, чтобы мама это осознала.
Помимо того, что у человека нет в голове схемы заботы о ребенке, полученной от родителей, скорее всего, мама одна с четырьмя детьми просто не справляется. С четырьмя детьми выйти куда-то по делам – трудно. Мы всегда обвиняем маму. Но многодетные мамы, тем более мамы-одиночки, особенно выпускницы детских домов, то есть без окружения бабушек, родственников, оказываются в очень сложной ситуации: они должны со всеми детьми ходить везде, включая магазин, работу, врача, потому что их не с кем оставить. В таких ситуациях, когда мама одна воспитывает детей, у нее должна быть какая-то возможность выйти из дома, и необходима помощь еще какого-то взрослого, на которого можно положиться.
Фото: ТАСС/Евгений Епанчинцев
Здесь должна быть или государственная поддержка в виде устройства детей в ясли или садик, в идеале – государственных домашних помощников, или помощь родных и друзей, если никого нет – благотворительных организаций, церковных общин. Маме нужно помогать, в том числе и так, чтобы научить ее коммуникации. Поскольку если она выпускница детского дома, то, скорее всего, социальные коммуникации тоже даются ей с трудом. Важно, чтобы у нее появлялись друзья, знакомые соседи, – те, кто может посидеть с детьми некоторое время.
Естественно, в каждом отдельном случае нужно внимательно разбираться. Потому что может быть ситуация, которую я описала, когда человек не очень компетентен в том, что такое безопасность детей, и ему не с кем их оставить. И здесь нужна помощь, о которой сказано выше.
А есть ситуации, когда родителям, действительно, не очень нужны дети, и они могут вообще сознательно посадить младенца в ванную и уйти в надежде на то, что что-то случится. Такое, к сожалению, тоже бывает, но это очень редкие истории.
Оставить маленького ребенка одного, чтобы сходить, например, в магазин, вполне может и мама из семьи с обычным, вполне благополучным социальным опытом. У нее может быть снижено представление о том, что это опасно для ребенка. Но чаще всего мама это делает в отчаянной ситуации, потому что просто не справляется. Допустим, заболел ребенок, у него высокая температура, ей нужно пойти в аптеку, купить лекарства, с собой она его взять не может. Так что здесь тоже нужны либо какие-то домашние помощники, либо помощь знакомых, родственников, которые посидят с ребенком.
Если социальным работникам стала известна ситуация, что маленького ребенка оставили дома одного, они должны обязательно разобраться в причинах, работать с мамой на осознание того, почему это небезопасно, какие могут быть риски, почему нельзя маленьких детей оставлять одних, и конечно, в первую очередь организуя для мамы возможность выйти по делам – предоставив домашних помощников, детский садик и.т.п.
Нужна и разъяснительная работа с обществом, те же социальные ролики, потому что не всегда люди понимают, что «я только на 15 минут сбегаю за хлебом» может обернуться трагедией.
Это как с оставлением детей в автомобиле. В прошлом году, например, мужчина в Новосибирске спас ребенка, разбив окно топором и освободив из раскаленного автомобиля. Некоторых детей спасти не успевают. Но об этом говорят все больше и больше, публикуют инструкции, как не забыть ребенка в машине.
Здесь тоже нужно людям объяснять, что оставлять маленького ребенка одного – это ситуация риска.
Или вот, например, в прошлом году нам написали соседи, что пятилетний мальчик один гуляет допоздна во дворе. Хорошо, что люди обращают внимание на опасность для ребенка. Но прежде всего, самим соседям стоит познакомиться с семьей, узнать, почему так происходит.
Может быть, мама гуляющего без присмотра ребенка приехала из села, где это было безопасно, а может, она та самая выпускница детского дома, которая просто не понимает риска, ей неоткуда взять это знание потому, что она не жила в квартире с семьей. Она жила в коллективе, в учреждении, окруженном забором, где дети вполне себе могли одни гулять по территории. Можно объяснить ей, что, к сожалению, эта территория не безопасна, предложить договариваться с какой-нибудь бабушкой, например, с одинокой пенсионеркой из подъезда, чтобы та гуляла с ребенком, потому что, скорее всего, у мамы-одиночки нет на это ресурсов.
Фото: unsplash
Конечно, вместо выпускницы детского дома, старающейся хоть как-то построить свою жизнь и жизнь своего ребенка, мы можем встретить сильно пьющую семью, которая совершенно не интересуется тем, где находится ребенок, а иногда даже не знает, что он гуляет. В этом случае, опять же, на первом этапе нужно попробовать людям предложить помощь. Если очевидно, что дело не в отсутствии помощи, а в отсутствии, собственно говоря, какой-либо мысли об этих детях, то, что делать, надо привлекать органы опеки.
Не надо бояться отзываться на случаи, которые вам кажутся потенциально опасными. Понятно, что реагировать надо в рамках здравого смысла. Подростки могут гулять одни. Маленькие дети плачут – это нормально для возраста. Но если вы слышите, что соседский ребенок постоянно громко плачет, кричит: «Не надо!», «Не бей меня!», нужно обязательно прийти и узнать, что происходит. Возможно, если ребенок кричит «Не надо!» – он просто возражает против мытья головы или укладывания спать. Но если все в порядке, родители вам объяснят.
Если ребенка действительно бьют, то иногда факт, что кто-то обратил на это внимание, действует на родителей и подвигает их прекратить – поведение родителей меняется, если они понимают, что оно общественно неприемлемо.
Как раз идея, будто бить детей – обычная мера воспитания, к сожалению, и приводит к тому, что родители начинают этой мерой воспитания чрезмерно увлекаться, иногда до непоправимого результата – не раз в СМИ рассказывали истории о детях, погибших в результате побоев. Будь у нас в обществе серьезное и полное неприятие такой модели воспитания детей, количество плачущих детей потому, что их бьют родители, снизилось бы до единиц.
Так что нужно понять, что происходит, прежде чем вызывать на родителей кару небесную в виде органов опеки. И конечно же, если ситуация выглядит серьезной, если ребенка избивают, если родители не готовы это прекращать и это прямо сейчас происходит – тогда надо вызывать полицию.
Не надо игнорировать ситуацию, которая кажется опасной, не стоит дожидаться, чтобы произошла трагедия и избитого ребенка увезли на скорой. Подняться к соседям, взяв с собой кого-нибудь для поддержки, спросить, что происходит, все ли в порядке. Вполне может оказаться, что просто мама не справляется и ей нужна помощь.