«Порой то, что подсказывают абсолютно светские люди, оказывается мне очень дорого. Многие из рекомендованных книг я сам бы никогда не нашел, честное слово». Мы попросили священников рассказать о книгах, которые произвели на них сильное впечатление, может быть, в чем-то изменили их жизнь. История от архимандрита Саввы (Мажуко).
Как-то мой приятель, преподаватель философии, рассказал о романе Мишеля Турнье: «Каспар, Мельхиор и Бальтазар». Он так живо и увлекательно говорил о только что вышедшей книге, что я решил непременно найти ее и прочесть.
Вообще, люблю французских писателей. Даже современные авторы хранят верность изящному стилю, изящной словесности. Иногда это даже раздражает, настолько они изящны.
Мишель Турнье – лауреат Гонкуровской премии, яркий и совершенно замечательный современный постмодернист. Роман «Каспар, Мельхиор и Бальтазар» так хорошо написан, что книге сразу веришь, даже если идея ее не совсем глубока.
Мишель Турнье
Турнье описывает историю трех волхвов (азиата, африканца и европейца), следовавших за Вифлеемской звездой к месту рождения Спасителя, добавляя к этому сюжету историю четвертого волхва. Конечно, это уже фантазия самого автора, но, признаюсь, именно этот четвертый волхв Таор меня поразил больше прочих.
Был он индийским принцем, который всю свою жизнь посвятил поиску рецептов изысканных блюд. Мне это близко, я и сам люблю поесть. Принц был сказочно богат, как может быть богат правитель страны, славящейся своими пряностями. Как-то до него дошел слух, будто появился на Востоке еще один Кулинар (так сообщают звезды), который превзойдет своим мастерством всех.
Будто открывает Он во вкусе нечто неслыханное прежде.
«…некоторые пророки утверждают, что скоро неминуемо появится пища высшего рода, столь прекрасная, что будет навечно утолять голод, столь вкусная, что тот, кто однажды ее отведал, до конца своих дней не захочет никакой другой».
Принц тут же снаряжает в дальнюю дорогу несколько кораблей. Грузит их пряностями, золотом, драгоценностями. Богатство для принца ничто, найти бы только того Кулинара. Это гораздо важнее всего того, что он имеет.
«…во времена, о которых я веду речь, живот, жаждущий пищи, и уши, жаждущие знания, составляли одно, ибо одни и те же плоды утоляли и тот, и другой голод».
Принц плывет в Палестину. Турнье фантастически красиво описывает историю его приключений, перипетий жизни принцевой слонихи-альбиноса… Но так выходит, что куда бы ни приехал принц, он все время опаздывает на встречу с Кулинаром. На час, на день, на месяц.
Очень скоро читателю становится понятно: речь идет о Христе. И тогда описания опозданий индийского принца звучат уже как никогда трагически.
Вот он добрался до Вифлеема, ему остается всего один переход… Для голодных детей, которых во множестве встречает принц в Вифлееме, он решает устроить ночное пиршество в кедровом лесу.
Впрочем, совсем маленьких детей на празднике видеть не готов, ведь младенцев могут привести только родители, а это лишние расходы. Вход детям до двух лет принц запрещает. Во время пиршества неожиданно приходит известие – в окрестные селения ворвались войска Ирода. Солдаты убивают младенцев даже на руках матерей. Принц рвет на себе волосы, ведь гибель детей случилась и из-за его жадности.
Герой продолжает опаздывать. То он упускает Христа здесь, то там, то в Вифлееме, то в Назарете, то в Египте. В конце концов, в погоне за Кулинаром теряет принц все свое богатство. Став нищим, вынужден устроиться работать на соляные пещеры у Мертвого моря. Теперь любитель сладостей и рахат-лукума так добывает себе хлеб насущный. Спустя 30 лет сумасшедших поисков он оказывается среди простых рабочих и тут выясняет, что великий Кулинар, которого он давно ищет, ходит рядом, проповедует, исцеляет. Принц вновь бросается в погоню.
По Его стопам, шаг за шагом, он идет и встречает тех, кто только что видел Божественного Кулинара, недавно слышал Его. Он находит слепца, которого Тот исцелил. Обессиленный поисками, в какой-то момент принц оказывается в некой комнате, где только что коротали вечер люди. Кулинар трапезничал здесь со Своими учениками. Принц находит на столе крошки и вдруг понимает, что дальше идти уже не может, да ему и не надо. Он умирает, вкусив крошки с Тайной вечери.
«…И тут он пошатнулся, однако не упал. Два ангела, которые хранили его с той минуты, как он вышел на свободу, подхватили его своими огромными крыльями, ночное небо распахнулось, просияв необозримым светом, и ангелы унесли того, кто, быв последним, вечно опаздывающим, первым причастился Святых Тайн».
Этот Евхаристический образ, который изложен так необычно, так талантливо, с совершенно правильной интуицией, меня в этом романе абсолютно поразил. Я давно не перечитывал эту книгу, но мне кажется, что в Рождество, этим постом, наверное, стоит. И вам советую.