В романе одного мудрого колумбийского писателя есть история о том, как целое селение накрыла волна забвения. Люди стали забывать самые элементарные и, вместе с тем, самые важные истины. Поэтому они решили повсюду вешать себе напоминания, и одним из них была надпись «Бог есть». Кажется, в реальности быть такого не может, но если вы внимательный человек, то обратили внимание, что есть вещи, которые люди предпочитают забывать, хотя скорее это происходит бессознательно, без дурных намерений.
Архимандрит Савва (Мажуко)
Богомыслие Креста – самое трудное из духовных упражнений. Мы читаем о подвижниках, которые предавались этому подвигу постоянно. Они не просто созерцали Крест в молчании, но их молитва непостижимым образом соединялась с мыслью о Кресте, становясь молитвенным богомыслием.
Наверное, это очень странно, но впервые я погрузился в это богомыслие на уроке химии. Конечно, мне было далеко до откровений старцев, но именно тогда я неожиданно задумался над тайной Креста.
Дело было в последних классах школы. Пожилая учительница надрывно рассказывала что-то важное о полной горьких превратностей жизни химических элементов, но буйные подростки предавались более волнующим темам, и класс гудел, словно растревоженный улей. Наконец, у наставницы сдали нервы:
– Перед кем я тут распинаюсь?
Дети стыдливо притихли, бросая друг на друга укоризненные взгляды, но стыда хватило ненадолго, и уже через минуту вернулся привычный гул.
Вот тогда я и обратил внимание на эту фразу – «перед кем я тут распинаюсь?», и давно я уже не в школе, но не отпускают меня эти слова, напоминая о самом трудном из духовных упражнений.
Святой Константин Великий видел Крест на небе.
Святая Елена искала Крест под землей.
Святой Андрей воздвигал Крест над киевскими холмами, а потом и сам был распят на апостольском Кресте.
Великие зодчие ставят кресты на шпилях церквей, художники вырезают знамение Распятого на скалах и саркофагах, иконах и фресках. Крест украшает и драгоценные ризы царей, и бедные одежды схимника. Его вешают на хрупкую шейку крещеного малыша, а мужественные коптские христиане выжигают Крест на запястье, и где-то в далеких африканских деревушках женщины-христианки носят татуировки Креста на лице. Русские не так суровы, зато непрестанно крестятся во время молитвы, прикладываясь к святыне, принимая пищу, заходя в храм, открывая Евангелие и даже задаваясь вопросом:
– А зачем столько крестов? Не слишком ли много напоминаний о Распятии? Не обесцениваем ли мы то уникальное событие истории, которое требует благоговения, тишины и простого человеческого уважения?
Фото: tatmitropolia.ru
И это справедливые вопросы.
Или нет?
Что такое Крест? Ответ на поверхности: это орудие казни.
А если не на поверхности? Если остановиться и позволить себе труд созерцания Креста, труд тяжелый и пугающий?
Много лет я задавался вопросом: что же чертил на песке Христос, когда к Нему привели женщину, взятую в прелюбодеянии? Мне все время казалось, что это были слова, непременно слова, какая-то сокровенная мудрость, которую так бездарно упустили и ученики, и летописцы. Один старый священник сказал мне, что Христос чертил на песке ответ Бога людям на все их вопросы.
– Что же это за ответ?
– Знамение Креста!
Крест – ответ Бога.
Крест – самое убедительное свидетельство Любви и Человеколюбия.
Крест – откровение о Боге-Любви.
Крест – свидетельство о смирении Бога.
– Но откуда мне знать, что Бог есть любовь? С чего вдруг вы поверили, что Богу вообще есть до нас дело?
– Посмотри на Крест! Бог дал Себя убить, чтобы спасти человека!
Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками (Рим. 5:8).
Христос распинался перед теми и за тех, кто плевал Ему в лицо, зверски избивал и своей клеветой и ложью привел к казни.
Христос распинался за тех, кто остался скучать во дворце, малодушно умыв руки, и за тех, кто предал Его на смерть или просто сбежал от испуга и неожиданно для себя отрекся при свидетелях у Него на глазах.
Христос распинался за тех, кто даже не заметил ни Его служения, ни Его смерти, ни Его воскресения, и за тех, кто продолжает жить так, будто никогда не было Креста и Воскресения.
Тайна Креста открывается не всем, не каждому дается это напряженное созерцание крестной тайны мира. Но о том, что важно для каждого, говорит Евангелие:
Кто не берет креста и не следует за Мной, тот не достоин Меня (Мф. 10:38).
Кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником (Лк. 14:27).
Вот это звучит по-настоящему больно! Не беру свой крест, значит, не ученик, не христианин, не Христов! А что значит «взять свой крест»?
Взять Крест – пойти против природы, которая отовсюду кричит, что мы должны пожирать друг друга, что человеку естественно рваться вперед, не озираясь на трупы поверженных врагов.
Взять Крест – жить, как Христос, любить, как Христос, верить в людей и бескорыстно служить Добру.
Взять Крест – облечься во Христа, так, чтобы Его чувства стали моими, Его любовь к людям стала моей, Его доброта раскрылась в моей жизни.
Крест – это бескорыстная любовь к людям! За такую любовь мстят! Такое не прощают! И не только люди!
Но любить людей очень трудно! Мы читаем о том, как вели себя жители Иерусалима во время казни Христа, и думаем:
– Господи! Перед кем Ты распинался!
Тише! Посмотрите вокруг! Боже мой, да не обязательно вокруг, – посмотрите в зеркало! Нас повсюду окружают кресты – Христос продолжает распинаться – за нас распинаться, праздных созерцателей, уже привыкших к этому откровению любви.
Фото: tatmitropolia.ru
Христос перед нами распинается! Перед нами и ради нас! И что нам на это ответить? И кто в состоянии на это ответить? Только тот, кто берет свой крест и идет за Христом. А это значит, вопреки самым сильным свидетельствам о том, что мир лежит во зле, а люди – мелкие и подлые животные, которые предадут, обесчестят, растопчут при первой же возможности – вопреки всему этому, с последним крестным юродством, с безумием Креста продолжать свидетельствовать о любви и доброте как единственном естественном состоянии человека и мира, как о замысле Божием о творении.
Это люди придумали Освенцим, это они строили лагеря в Сибири, морили голодом нищих в Бенгалии, рубили руки рабам в Конго, травили индейцев в Америке, мучили детей в Беслане, и много зверств совершается и по сей день под прикрытием ночи и изящной болтовни.
И все же мир стоит на любви и доброте, хоть всякому, кто станет апостолом Доброты, придется взойти на Крест. В этом трагедия нашего мира.
Праведнику не миновать Креста!
Добро обязательно будет распято!
Поэтому так больно смотреть на Крест. Поэтому так быстро заволакивает нашу память забвение о Кресте, и чтобы напомнить себе о Его правде, нам приходится так часто и настойчиво напоминать себе об этом знамении победы.