«Охлобыстин – это я!» - многие мамы подняли руки после показа. Они радуются, что про них заговорили хоть так, и оправдывают отца за то, что он остался отцом. Кому все же стоит посмотреть фильм “Временные трудности” - рассказывает Анна Уткина.
Я посмотрела фильм «Временные трудности» дважды, хотя не надеялась досмотреть до конца даже в первый раз. Настолько неприятным показался мне главный герой, настолько извращенной и страшной его любовь к сыну. Но я пошла на это снова ради родителей детей, страдающих ДЦП. Потому что проекту «Лыжи мечты» фильм понравился и после показа многие мамы подняли руки, со словами «Охлобыстин – это я!».
Очень хотелось в реальной жизни познакомиться с теми, кто не брал ребенка в кино из-за того, что тот недостаточно быстро завязывал шнурки парализованными пальцами или с отцом, вываливающим корзину мусора сыну на кровать. Я думала, что также посмотрю в глаза создателям фильма, доказывающим – «да, только так можно прийти к успеху, а, кто не победил ДЦП – тот, слабак». Но мне не удалось встретить ни тех, ни других.
Ни один из родителей, горячо защищающих действия главного героя, не опрокидывал мусорное ведро на спальное место детям, не оставлял их в лесу, а свою жестокость зрители в основном описывали словами «заставлял заниматься». Сам режиссер картины, Михаил Расходников, развел руками и призывом к жестоким действиям картину не считает (хотя то, что плавает как утка и крякает как утка сложно не считать уткой). Садизм… ой, извините, твердость героя Охлобыстина – просто одна из форм любви.
После первого просмотра «Временных трудностей» мне было интересно, видел ли ее Аркадий Цукер, на биографии которого построен драматичный сюжет. Оказалось, что не только видел, но и повлиял на исход фильма. Как рассказал Михаил Расходников, во время обсуждения будущей картины, Цукер пришел к выводу, что многим обязан своему отцу и нашел в себе силы с ним примириться. Хочется только пожать руку этому мужественному человеку. Потому что герой «Временных трудностей» своему отцу обязан, скорее, изобилием психологических травм.
Я долго думала, кому адресована эта картина. Родителям детей с особенностями? Тот, кто реабилитирует «жесткими методами», только утвердится в том, что действует наверняка. Родителям, которые выступают против мотивационного метода «я брошу тебя в лесу, хочешь выжить – ползи за мной сто километров», просто тяжело будет на это смотреть. Людям далеким от того, что такое ДЦП, наверное, покажется, что дети на колясках просто плохо старались, а могли бы пойти, эдакие лентяи. Ведь именно такой вывод напрашивается сам собой. А, если он неправильный, то это – неочевидно.
И все же есть те, кому «Временные трудности» действительно стоит посмотреть. На обсуждение этого кино пришли прекрасные женщины. В основном женщины. Они с рождения и до смерти возят своих детей на реабилитации, к остеопатам, гомеопатам, натуропатам, физиотерапевтам и еще, Бог знает, к кому. Используют научные методы и ненаучные, надеются на чудо и защищают как тигрицы. Эти женщины борются так сильно, яростно и отважно, что им даже ошибочно кажется, будто они – Охлобыстин из этого кино. Заговорщицким шепотом они говорят друг другу, что папа Саши Ковалева, по крайней мере, не бросил его в роддоме. И, да, может быть, перегибает палку, но зато занимается с ребенком хоть как-нибудь. А, что до его методов – так спасибо и на этом. Другие к детям не подходят в принципе.
Так вот, мне очень хотелось бы, чтобы отцы детей с ДЦП, которые по десять-пятнадцать-тридцать лет их не видели, сходили на этот фильм. И, чтобы в зале, как и со мной, тоже сидели женщины, десятилетиями сражающиеся за своих детей. Мамы радуются, что про них заговорили – пусть так. Мамы оправдывают отца-тирана, потому что он просто остался отцом. Беру обратно свои слова о том, что на фильм не стоит ходить никому. Сходите, ребята, освободившие себя от заботы о детях, просто посмотрите, до чего вы довели этих отважных и некогда любимых вами женщин.
Очевидная польза «Временных трудностей» все же есть и для тех, у кого от героя Охлобыстина волосы встали дыбом – хочется пойти и очень крепко обнять своего ребенка. Объятия родителей, нежность, поддержка, принятие, безусловная и безграничная любовь – дороже устриц и яхты. Снимите, пожалуйста, об этом фильм.