Критики возмущаются: в Евангелии Рождества Богородицы нет!

21.09.2018 7:20 0

Критики возмущаются: в Евангелии Рождества Богородицы нет!

Рождество Богородицы – из тех знамений пререкаемых, о которых свысока отзываются критики Церкви: сказка, вымысел, в Евангелии этого нет!.. Ну да, нет. Так как же быть с «ненаучным» преданием – размышляет священник Сергий Круглов. Критики возмущаются: в Евангелии Рождества Богородицы нет!

Священник Сергий Круглов

Сколько помню, в этот день, 21 сентября, на Рождество Богородицы – всегда ласковое, нежаркое, прозрачное осеннее солнце… Может быть, только у меня так совпадает – не знаю.

Вчера – начитался новостей: ученые бьют тревогу, глобальное потепление наступает, климат на планете ухудшается, грядут страшные катастрофы. Что с нами будет, как будут жить дети, думал я в унынии… А с утра глядь – тучи, обложившие наш городок в последнее время, куда-то растянуло, лазоревое Богородичное небо и солнце, и как-то полегче, отпустило слегка на сердце. Ласковое, но не сиропное, а сдержанное, спокойное, материнское утешение:

«Ничего, ничего… И это пройдет. Все пройдет. Все родились, все умрут – все воскреснут… Мне ли не знать: Я родила, Я пережила смерть, и Сын Мой пережил смерть, и воскрес, и Я воскресла. Все пройдет, все страхи, тревоги, заботы. И материнское-утробное, из поколения в поколение одно и то же у всех и для всех, преобразится в иное, несказанное, и смертное прекратится.

И живородящее лоно творения, содрогаемое конвульсиями мук и страсти, утихнет, ведь Он Сам сказал: на небесах не женятся – не посягают, пребывают как ангелы, совсем по-другому, не как сейчас… А небеса, спрашиваешь, где? А вот же они. Они – наш настоящий дом, который и был с нами, внутрь нас, и рос там, как горчичное зернышко, несмотря на весь грех, тугу обыденности, ужас и смерть, и вырастет, и будет и внутри и вне, вся во всем, и наши дети станут нам истинными друзьями в Боге, как и мы – всем своим предкам…»

Что отвечу на это утешение? Утешение – оно ведь ничего не объясняет, не проповедует, не требует, ни к чему не призывает, оно – просто утешает, потому что жалеет, любит без воспаления и самости, не душит в пылких объятиях, дает дышать самому, все про тебя понимает и не идеализирует тебя, но и не многоглаголет, не морализует, помогает – пережить беду, боль, морок, страх, слабость…

Что отвечу Пречистой, кроме того, что веками говорят все христиане:

«Чу́жде ма́терем де́вство и стра́нно де́вам деторожде́ние; на Тебе́, Богоро́дице, обоя́ устро́ишася. Тем Тя, вся племена́ земна́я, непреста́нно велича́ем».

Критики возмущаются: в Евангелии Рождества Богородицы нет!

Фото: tatmitropolia.ru

«Сказка, вымысел, в Евангелии этого нет!»

Рождество Богородицы – один из самых любимых православных праздников, новый, светлый, недаром он совсем рядом с Началом индикта – церковным праздником новолетия. Кто видит сентябрь – осенью, умиранием, наступлением тьмы и хлада, а кто, наоборот – голубым и златым началом нового…

Рождество Богородицы – из тех знамений пререкаемых, о которых свысока отзываются критики Церкви: сказка, вымысел, в Евангелии этого нет!.. Ну да, нет. Текст так называемого «Протоевангелия Иакова», в котором неведомый автор рассказывает якобы как очевидец об Иоакиме и Анне, о чудесных событиях зачатия Пречистой Девы, Ее рождении, введении Ее во храм, воспитании при храме, перипетиях, связанных с рождением Сына, написан был примерно во II веке то ли в Сирии, то ли в Египте, позже он был, как и другие апокрифы, отвергнут учителями Церкви и на долгие века, примерно на десять, исчез из обихода верующих. Однако само событие Рождества Богородицы верующие отмечали с самых ранних времен.

Критики, вероятно, никак не могут или не хотят понять: Церковь живет не текстами и не научными методами изучения этих текстов, хотя и это изучение, конечно, бывает и нужно и уместно.

В этом смысле Церковь живет даже не Евангелиями, не книгой самой по себе. Она живет – Воскресением. Конкретным событием, перевернувшим мир.

Критики возмущаются: в Евангелии Рождества Богородицы нет!

Живая вера и живет – на живом

Конечно, чем дальше от исторического эпицентра этого чудо-взрыва жили люди, тем более настоятельной была нужда записать то, что можно передать, и были читаемы и передаваемы послания апостола Павла, потом – написаны Евангелия, составлен канон Священного Писания, но были записаны и множества апокрифов, у всех этих текстов, как и у тех христианских книг, что написаны позже и появляются до сих пор – свое назначение, свой смысл и своя судьба…

Но, если бы все эти тексты внезапно почему-либо исчезли, это не было бы необратимой катастрофой. Церковь не исчезла бы, потому что Сам Христос-то жив, Он воскрес один раз и навсегда. А вот если представить, что нет самого Воскресения – тогда никакой разницы между Евангелиями, апокрифами, откровениями богословов и научными изысканиями текстологов и археологов нет, вся эта «клерикальная литература» одинаково не нужна.

Проще говоря, именно духом Воскресения живет Церковь, и очень многое, возникшее за века ее существования в мире, появилось на свет, может быть, нелепое, нелогичное, небезупречное в смысле «породистости» с точки зрения не познавшего Воскресения мира, но исполненное именно самого этого животворящего духа, помогающего жить по направлению к Небу новым и новым людям.

Таково и то, что мы знаем о рождении на свет Приснодевы Марии, чья плоть дала возможность Богу стать плотью ради нас. Апокрифический источник, в котором рассказано об этом событии, нельзя, конечно, идеализировать.

Критики возмущаются: в Евангелии Рождества Богородицы нет!

Фото: tatmitropolia.ru

Неправ тот приходской батюшка, который, как однажды рассказывали, чуть ли не анафеме подверг прихожанина, на свою беду читавшего «сверх программы» и попытавшегося выразить мнение, что история престарелых Иоакима и Анны могла быть написана рассказчиком, попросту вдохновленным историей праотцев Авраама и Сарры…

Но презрительно вычеркнуть предание о Рождестве Богородицы из жизни Церкви как «ненаучное» – все равно что погасить в этом сентябрьском чистом небе прозрачное солнце, а в сердце – материнский свет утешения Пречистой.

Живая вера и живет – на живом, не на одних только отточенных формулах догматов, и уж тем более не на жалких обломках «подлинного», торчащих из кучи «недостоверностей», которые критики Церкви выбросили в процессе скрупулезного поиска так называемой «историчности». Формулы и доказательства, конечно, нужны и важны – но не более, чем нужен сосуд, чтобы сохранить вино для свадебного пира, на который собираются любящие друг друга.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Лучший фотограф на таинство крещения Патриарх Кирилл по видеосвязи поздравил российских военных в Сирии с праздником Пасхи В православных храмах по всей России помолятся за упокой погибших при пожаре в кемеровском ТЦ Русская служба ВВС рассказала, как жительниц Белгородской области перед абортом отправляют к священнику Принявшему православие иранцу грозит высылка из Екатеринбурга на родину и казнь

Православная лента