Наделив нас талантами, Господь говорит: «Делайте»

16.09.2018 11:51 1

Наделив нас талантами, Господь говорит: «Делайте»

Проповедь протоиерея Александра Абрамова в неделю 15-ю по Пятидесятнице из книги «Жаждущий пусть придет. Беседы на воскресные и праздничные евангельские чтения», вышедшей в издательстве «Никея».

Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпáл, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпáл; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, чтó имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Мф. 25: 14—30

Наделив нас талантами, Господь говорит: «Делайте»

Протоиерей Александр Абрамов

Эта притча нам очень хорошо известна. Мы знаем, что двух рабов Господь вознаграждает благословением, а о третьем говорит: негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

Очень многие проходили через такой жизненный этап, когда было обидно за этого раба, который получил один талант от Господа, от своего господина, испугался, что тот жесток, и побоялся промотать этот талант. Закопал его в землю, а в нужное время вернул столько же, сколько взял. И его господин не принял этого таланта, больше того, обвинил раба в безделье: ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпáл; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью.

Ну как же так? Ведь раб возвращает господину то, что ему принадлежало. Да, прибыли не случилось, но и убытка он не потерпел. А господина это совершенно не устраивает. И мы испытываем даже что-то вроде симпатии к провинившемуся рабу.

Но если повнимательнее всмотреться в эту притчу, то речь здесь не о вине и, конечно, не о жестокости господина, а о том, как человеку жить рядом с Богом. С Богом беспокойным, с Христом требовательным и в то же время всецело доверчивым по отношению к людям.

В наше словоупотребление давно вошли эти «таланты» из притчи. «Не расточай своих талантов», — говорят люди друг другу. «Не закапывай свой талант в землю, ты же прекрасно занимаешься математикой». О каком таланте идет речь?

Начнем с того, что на Ближнем Востоке в античности «талант» — это очень много денег, это значительная денежная мера. И когда одному дали пять талантов, другому — два таланта, а третьему — один, каждому из них дали очень много. Это «очень много» два раба обратили на пользу, умножили капитал — конечно же символический. Христос не устает об этом повторять, когда общается с учениками притчами. Кто имеет уши слышать, да слышит, — говорит Он, чтобы отвести даже намек на то, что речь буквально идет о деньгах и о поведении.

И вот, два раба умножили символический капитал, данный им, а третий принес его таким, как было дано.

И выясняется, что Спаситель не благословляет пустоту безделья, страх, любое желание наладить с Собой деловые, договорные отношения. Не о договоре идет речь.

Господин, уехав далеко, не знал, вернется ли он, не знал, что сделают рабы. А мы знаем из притчи, например, о виноградарях, как по-разному может складываться судьба господина. Но, наделив талантами и оставив нас в собственной воле, Господь говорит: «Делайте». И к тем, кому это делание удалось, обращены благословляющие слова Христа: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

Что это за радость? Неужели это радость от того, что умножился и пополнился Его капитал? И да и нет. Нет — в том смысле, что Христу безразличны денежные сокровища. Да — в том смысле, что радость Господа происходит от того, что люди, получившие даром, не за собственные заслуги, таланты, смогли в мир Божий добавить новых красок.

Прибавление, умножение суть синонимы Божией полноты. Не вычитание, не деление, не отрицание, но избыток. Избыток Царствия Божия, избыток талантов и дарований, избыток радости.

Такой избыток, который в Царствии Небесном перестает ощущаться как что-то чрезмерное, но есть радость и полнота, которые исполняли Давида, когда он скакал изо всей силы перед Ковчегом Завета[1].

Бесплодность и осторожность, желание все рассчитать немыслимы в отношениях со Христом. Христос не ведет Себя расчетливо с людьми, Он поступает прямо против Своего трактованного по-земному интереса, потому что у Него нет этого интереса. Его интерес — это Царствие не от мира сего, где таланты умножаются, а добрый раб входит в радость Господа Своего, это образ пришествия Творца Вселенной.

Доброго пришествия, благословляющего, отрицающего пустынность и насаждающего рай. Рай, где каждому находится место, где человек счастлив, ибо он был создан Господом в Совете Отца, и Сына, и Святого Духа для счастья.

[1] Давид скакал из всей силы пред Господом; одет же был Давид в льняной ефод. Так Давид и весь дом Израилев несли ковчег Господень с восклицаниями и трубными звуками (2 Цар. 6: 14—15).

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Что означают четки в религии мусульман? Энтео выгнали из движения "Божьи люди" за совместное чтение Библии с Алехиной из Pussy Riot "Внутри сплошной авангард": в Астане открылась экомечеть в постмодернистском стиле с солнечными батареями В РПЦ объяснили, зачем священнику понадобился наушник спецсвязи на рождественском богослужении с участием Медведева У православных началась Страстная неделя: верующие вспоминают о последних днях земной жизни Христа

Православная лента