В школе, где учились дети моей подруги, был один мальчик. Из тех, кого называют «булли» - задира. Колотил малышню, оскорблял девчонок, хамил учителям, не давал проходу тем, кто послабее. После одного из серьезных инцидентов родители настояли на том, чтобы к директору вызвали отца виновника. Что же сказал папа - и почему нам всем так не хватает настоящих Взрослых, по итогам круглого стола Травли.Net рассуждает Татьяна Краснова.
Татьяна Краснова, фото Анны Даниловой
С основателем «Журавлика» Олей Журавской я дружу давно. Оля – один из моих личных и очень дорогих подарков от Гали Чаликовой, первого директора фонда «Подари Жизнь», моего друга, и моего персонального Взрослого.
Мы с Галей были почти ровесницами, и все же она была для меня (и для многих, очень многих людей) тем, о ком я и хочу написать этот текст: она была Взрослым. Или, если хотите, Старшим. Тем, кому вы звоните среди самой темной и страшной ночи, и голос на том конце подхватывает вас, поднимает со дна, и штопает, и латает порванное, и делает так, что ваш страх отползает в угол, сжимается и превращается в сущую чепуху, и находятся решения, и выходы – один лучше другого.
Для самой Гали решения не нашлось. Она вышла на бой со страшным врагом – детским раком, она оставила после себя мощный фонд, новую больницу, новое сознание и понимание мира – но не выстояла сама.
После смерти Гали Старшего у меня больше нет. Зато есть, например, Оля.
В «избранном» на фейсбуке у меня хранится несколько видеороликов, в которых Ольга лезет по вертикальной стене. Скалолазанием, кажется, называется этот безумный вид спорта. Выступ за выступом, опора за опорой, вопреки земному тяготению, наверх. Вот эта битва против школьной травли, затеянная Журавской вместе с друзьями, напоминает мне путешествие вверх по неприступной скале.
Люди, собравшиеся за круглым столом, посвященным проблеме травли, говорили о множестве важных вещей. Например, о том, что травить могут любого – не только неуклюжего и непохожего.
О том, что жертвы травли – это не только те, за кем гонятся, но и те, кто бежит в стае, потому что в стаю сгоняет страх, а страх – это всегда боль и несвобода. О том, что самую плодотворную почву для травли создает однородный коллектив, а вовсе не тот, в котором есть разные и непохожие – и армия с дедовщиной тому пример.
О том, что от травли трудно сбежать, даже если это не обязательная школа, а «добровольный» интернет. Оказывается, и там образуются связи, которые почти невозможно порвать. О том, что «дать сдачи» – это не единственный выход, а часто –не выход вовсе.
И главное – о том, что все упирается в Старшего. В того Взрослого, который должен сделать из стаи коллектив, а из маленьких волчат – людей, ответственных за себя и друг за друга.
Сегодня у школы в моей стране есть масса проблем. Есть те, которые очень просто решить – стоит только перестать перекладывать раз в месяц бордюры в Москве, и на освободившиеся деньги можно будет по всей Отчизне оборудовать школы не то что приличными туалетами, а бассейнами, телескопами и вертолетными площадками.
А есть проблемы, которые так просто и «дешево» не решить. Главная из них – как привести в школу значимого взрослого. Старшего. Того, который установит правила тот, которому поверят. И не просто поверят, а пойдут за ним – часто против семьи и «национального менталитета».
В школе, где учились дети моей подруги, был один мальчик. Из тех, кого называют «булли» – задира. Колотил малышню, оскорблял девчонок, хамил учителям, не давал проходу тем, кто послабее. После одного из серьезных инцидентов родители настояли на том, чтобы к директору вызвали отца виновника.
Папаша выслушал претензии с усмешкой, и гордо сообщил, что очень доволен услышанным. Да, именно так он растит своего парня. Тот должен стать «настоящим мужиком», а не лохом и тютей».
К сожалению, на стороне этого папы стоит огромная армия людей, думающих точно так же. И какой силой и нравственным авторитетом надо обладать, чтобы веско и спокойно сказать: «Нет, мы не будем жить по этим правилам, потому что правила ваши жестоки, бессовестны, несправедливы и совсем не так «круты», как вам кажется»! И не просто сказать, а быть услышанным. И хватит ли когда-нибудь «веса» и авторитета у затюканной всевозможными министерствами и департаментами учительницы на то, чтобы стать вот таким Взрослым?
«Журавлик» пишет программы для учителей и воспитателей. Работает над созданием инклюзивной среды для детей с особыми потребностями, и тратит уйму сил на то, чтобы объяснить обществу, что «другой» – это не угроза а благо, потому что только при взаимодействии с «другим» мы учимся слушать, понимать и договариваться, а без этого навыка не выжить никому – даже тому, кого растят чрезвычайно «крутым».
Но вот как же сделать так, чтобы Взрослый пришел в школу?
У меня пока нет ответа. А у вас?