Видеть за прошлым будущее, искать Христа во всем и уметь почувствовать хорошее в человеке. Этого достаточно, чтобы сохранить в себе Его подобие. Архимандрит Андрей (Конанос) – о евангельских историях, которые учат любить, как Христос.
Архимандрит Андрей (Конанос)
Будем подражать Господу и святым, полюбившим Его – будем любить друг друга.
Помните, что Он сказал нам, Своим ученикам, преемникам, Своим детям, которых оставил на земле после Себя? Господь оставил на земле Свои Тело и Кровь, оставил Церковь. Что такое Церковь? Это Тело Христово. То есть мы – Тело Христово, мы составляем Его Тело здесь, на земле. Получается, что если кто-то захочет увидеть Христа в этой жизни, Его должны показать мы. Так что же сказал Господь?
«По тому узнают все, что вы – Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:35). Сейчас Я ухожу. Но, вознесшись на небо, Я пошлю вам Дух Святой, Который запечатлеет Мой образ в ваших сердцах. И люди будут смотреть на вас и видеть в вас Меня. Я буду делать, а ваши руки станут Моими руками; ваши уста – Моими устами; ваше присутствие – Моим присутствием. Я есть и буду среди вас. И так как люди – жена, дети, соседи, друзья – хотят видеть что-то определенное, то они будут смотреть на вас и через вас видеть Меня. Можете вы Меня показывать?
Как, Господи? Как я могу показать Тебя? Каким надо быть для этого? Ты должен научиться любить.
Господь не оставил нас. Он не дал нам сбиться с пути, сказав самое главное – немного слов, но они составляют ядро, вокруг которого формируется все остальное.
Начнешь с этого – Бог даст и все остальное.
Фото: patriarchia.ru
Итак, Господь сказал: «Научись любить, и другие, видя твою любовь, поймут, что ты – Мой ученик, и сами начнут любить». Тогда просто невозможно будет не полюбить; невозможно будет не бросить оружие на землю, не упасть на колени, не заплакать – увидев человека, который любит по-настоящему, бесконечно. Господь любит нас бесконечно.
Бывает, люди испытывают друг друга, проверяют чувства, проверяют, насколько сильна любовь. И когда происходит ссора, говорят: «Вот видишь! Стоит тебе дойти до какого-то предела, и все забыто! «Люблю тебя, люблю тебя»… А как только тебя что-то задело – тут же уход, расставание».
А Господь нас любит бесконечно. И что бы мы ни делали, какую бы боль ни причиняли Ему – сейчас, или в прошлом, или в будущем, до самого конца света, – одного нам не удастся сделать: заставить Его разлюбить нас. Потому что Господь любит нас бесконечно, Его сердце – как солнце. Нет, не так: солнце, согревающее нашу планету и земную жизнь, все равно однажды погаснет, – а любовь Господа не погаснет никогда. И Он любит нас всех.
Как это возможно? Как Ты можешь, Господи, любить нас, таких грешных людей? Непонятно. Как Ты смотришь на нас и при этом любишь – любишь, несмотря на то, что видишь нашу жизнь во всех подробностях! Не внешнюю красивую картинку, которую мы показываем другим людям, а внутренний мир каждого, то, о чем другие не знают – все страсти, немощи, пороки, эгоизм, сознание и подсознание?
Господь может проникнуть туда, куда нет доступа даже самому лучшему психологу, профессионально извлекающему из глубин подсознания воспоминания и переживания прошлого. Все это известно Господу лучше, чем кому-либо.
И даже больше. Ведь после грехопадения мы, люди, просто тонем в страстях, пороках, эгоизме и грехе. И Господь все это видит – Он смотрит не на внешнюю картинку, а на то, что за ней, – и любит нас.
Как это возможно? Как Он может так сильно нас любить?
Иисус и Фотиния
А как Он мог полюбить самарянку Фотинию? Как? Пять мужей, в жизни ничего хорошего, одни унижения – она и себя унижала, и других; неспособность любить, хранить семейный очаг. Эту женщину все презирали, на нее показывали пальцем. А Господь ее полюбил.
Хорошо, но как, как Он смог ее к Себе приблизить? «Вы друзья Мои…» – говорит Господь (Ин.15:14). Не только Его ученики, апостолы, но каждый, кто хочет приблизиться к Нему, становится Его другом.
Как, Господи? «Я полюбил ее, – говорит Христос, – потому что смотрел не на пять браков, неудачных браков, а дальше. Вы, люди, склонны копаться в прошлом человека, в его грехах. На них вы и фокусируетесь. А у Меня другая склонность – божественная, Я иначе смотрю на вещи. Вы видели только пять неудачных браков, а Я увидел шестой, со Мной, Женихом ее души, – Христом. Я смотрел не на то, какой она была все эти годы, а какой она станет в будущем. Богословы называют это эсхатологической перспективой. Я увидел ее просветление и полюбил еще до того, как она изменилась»
Христос умер за нас, когда мы еще были грешниками. Умер до нашего покаяния, до того, как мы сказали: «Согрешили, Господи!» Христос любит тебя еще до того, как ты попросишь прощения, потому мы и просим Его простить нас – из-за Его огромной любви и милости к нам.
Твоя любовь, Господи, «сокрушила кости мои», растопила мне сердце, и я говорю Тебе спасибо. А Господь отвечает: «Я полюбил тебя не сейчас, когда ты благодаришь Меня, а «прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею» (Ин.1:48). Еще до Филиппа, до Евангелия и апостольских посланий, – Я уже тогда любил тебя, раньше всех. Просто приходит момент, когда ты понимаешь, Кто Я».
Господь всегда любит тебя. В этом – красота Его любви.
Фото: patriarchia.ru
Он смотрит на наше будущее, а не на прошлое. Смотрит с надеждой на душу каждого, так, как если бы она уже была такой, какой Он хочет ее видеть. Ведь Бог сотворил нас для того, чтобы мы стали святыми, смиренными друзьями Ему, сияющими в Его любви, славе и блаженстве. Вот что для Него главное. И на грехи наши Он смотрит как на мимоходные эпизоды, шалости, небрежение, – не фокусируясь на них, а глядя вперед. И Своей любовью желает спасти души всех людей. Он Тот, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (Тим.2:4). Вот такая у Господа любовь. Такой Он – наш Христос.
И Он видел не Савла, но Павла. Даже тогда, когда Савл стерег одежду побивающих камнями первомученика Стефана, – Господь знал, что придет время, и этот человек снимет последнюю одежду с себя – во имя Его, отдавая Ему все. И не только одежду. Что придет время, и этот человек, с одеждой убийц в руках, отдаст Господу не только свою одежду – он отдаст свою душу, внутреннее убранство, под которым скрывается истинная красота его души. Все это он отдаст Богу, все – Ему.
И Господь полюбил его и обратился к нему, потому что знал: любой грешник, любой блудный сын в глубине души – хороший человек, но ищет не то и не там.
А цель любого поиска – Христос. Его ты ищешь. И Он приближается, обезоруживает, и наконец ты предаешься Ему.
Так смотрел Господь и на мытаря Левия Матфея. Он полюбил его, в то время для других он был только мытарем – эксплуататором, дурным и опасным человеком, угнетателем. А Господь почувствовал, что душа его нуждается в помощи. Он увидел святого евангелиста Матфея, увидел будущих святых, которые воссияют благодаря написанному Евангелию.
Источник
Перевод Елизаветы Терентьевой для портала «Православие и мир»