В XVIII веке женщина впервые приняла участие в арктической экспедиции — как на самом деле звали жену Прончищева, в честь которой был назван мыс, и что потеряла экспедиция, очертившая границы России. 7 июня в российском прокате появится новый историко-приключенческий фильм «Первые» о подвиге и любви супругов Прончищевых — полярных исследователей Арктики в составе Ленско-Енисейского отряда Великой Северной экспедиции.
Многие исторические фильмы о путешествиях вынуждены следовать избитой фабуле, – он уезжает, уходит в море, улетает в космос, она – остается. Ждет или не ждет, страдает или не очень, но все это – вдалеке.
История преподнесла создателям фильма потрясающий подарок, впору сказать: “Так не бывает”. Представьте – XVIII век, первая половина. Гений Ломоносова еще не признан, Россия уже провозглашена империей, а Петр I – императором. Петр I приучил свою знать выводить жен и дочерей на “ассамблеи”, заставил носить западные наряды, но о большем речи не шло еще лет 70, а то и сто. Женщина XVIII века могла быть только женой и хранительницей очага, но никак не равноправной участницей морской полярной экспедиции.
Кадр из фильма “Первые”
О судьбе Татьяны Прончищевой так никто бы и не узнал, если бы 12 сентября 1736 года рукою штурмана Семена Челюскина не была сделана запись в судовом журнале: «В начале сего 4 часа с полуночи бывшего командира дубель-шлюпки “Якутска” Прончищева волею Божией жена его умре». Это все, что было известно до недавнего времени.
То, что женщина оказалась в составе морской экспедиции (“Баба на корабле – жди беду!”), на борту военного судна, исследующего северные границы в широтах, где “лето” бывает от силы месяца два – само по себе похоже на мистификацию. Но это – доказанный факт, который позволил установить не только настоящее имя жены командира – Татьяны Федоровны Прончищевой, но и трогательную историю их любви.
Кадр из фильма “Первые”
Соперничество молодых гардемаринов – питомцев “гнезда Петрова”, любовный треугольник, романтический побег практически из-под венца, немыслимые, почти криминально-детективные трудности экспедиции, которые жена командира переносила с твердостью, достойной воспитанницы самого Витуса Беринга…
Из всего этого на самом деле были только трудности и любовь. В жизни рабов Божиих Василия и Татианы все было проще и глубже, чем в кино.
А результат дела, участниками которого они стали и за которое отдали свои жизни, намного значимее, чем это показано в фильме. Было семь отрядов в составе Великой Северной экспедиции, одним из которых руководил непосредственно Витус Беринг. Ленско-Енисейский отряд – один из немногих, страшной ценой, потеряв почти половину участников, добившийся реальных результатов.
Кадр из фильма “Первые”
Не сказать об этом, не дать Берингу в исполнении замечательного Валерия Баринова хотя бы пять слов сказать о масштабе общего дела, за которое все эти люди погибли – это промах, серьезно просаживающий кино. Сложно поверить, что люди идут во льды, почти на верную смерть, из ностальгической верности заветам императора Петра Алексеевича…
С его смертью многое изменилось, – на сороковые годы приходится череда дворцовых переворотов, Россия постоянно оказывается втянута в большие и малые войны. До географических открытий и северных границ императорскому двору нет никакого дела. После трагической зимовки только вмешательство военного ведомства позволяет продолжить работу отряда…
В конце XIX века при геологических изысканиях в районе Усть-Оленек была обнаружена могила супругов Прончищевых, над которой установили деревянный крест. Через десять лет тела перезахоронили, установили памятник, отслужили панихиду. Из Калужской области, откуда родом Василий и Татьяна Прончищевы, была прислана земля, которую высыпали на могилу.
Историческая лента снята по мотивам пьесы “Созвездие Марии” писателя Владимира Федорова. Главные роли супругов Прончищевых исполнили Наиль Абдрахманов и Алина Ланина.
Музыка композитора Алексея Шелыгина местами заставила вспомнить “Землю Санникова”, хотя безусловных хитов вроде “Призрачно все в этом мире бушующем…” в картине, конечно, нет.
В первую очередь потому, что эти два фильма очень разные, в том числе и по жанру. Но у нас настолько мало картин про освоение Севера, что фантастическая, насквозь романтизированная “Земля Санникова” – первое, что приходит на ум. В чем эти две ленты схожи, так это именно в романтизации северных путешествий.
“Первые” – художественная лента, отсылающая к историческим событиям, реально существовавшим людям, совершившим невозможное или казавшееся невозможным. Василий и Татьяна Прончищевы, Семен Челюскин, Харитон Лаптев – участники Ленско-Енисейского отряда Великой Северной экспедиции под руководством Витуса Беринга.
Кадр из фильма “Первые”
В результате работы отряда на карте появились очертания северной границы Евразии между дельтой Лены и Енисеем и множество географических названий. Главное – Семеном Челюскиным была достигнута самая северная точка Российской империи и всего Евразийского материка – мыс, который теперь носит имя Челюскина.
С именами на карте связана история, завершившаяся лишь в нашем веке. “М. Прончищевой” – эта надпись на карте экспедиции была неверно истолкована не как мыс Прончищевой, а как залив М. Прончищевой, “М” – расшифровали как имя Мария. Только совсем недавно было установлено, что жену командира экспедиции звали Татьяной.
Вряд ли случайность, что в фильме “Первые” несколько раз звучали слова: “С нами Бог”, но, к несчастью, в последнее время эта фраза все больше ассоциируется с расписными майками.
И фильму не удалось это побороть, возможно, стоило взять консультанта еще в одной, очень тонкой, области. В итоге победило желание подпустить экзотики и угодить всем. Отсюда бьющие по глазам шаманские заморочки с магическими узелками, после которых в искренности веры одного из главных героев у мало-мальски воцерковленных зрителей возникают серьезные сомнения.
Это отдельная проблема многих наших исторических фильмов, авторы которых в лучшем случае отслеживают, до какого момента и кто должен в кадре креститься “двоеперстием”. И совершенно упускают из вида, что верующий человек по жизни идет своей тропинкой, на которой каждый поворот – мотивирован, а каждый поступок завязан на внутреннем правиле или его нарушении.
Если присмотреться, то двуличный и нелепый приказчик в исполнении Георгия Вицина из “Земли Санникова” оказывается куда более верующим и созвучным красивому слогану, чем героический первопроходец Василий Прончищев, каким он представлен в фильме “Первые”. Кстати, линия раскаявшегося боцмана в исполнении Данилы Якушева растет из той же “Земли Санникова” и это видно невооруженным глазом.
Кадр из фильма “Первые”
Похоже, авторы увлеклись кухней и в азарте упустили, что снимают не фантастическую гротесковую картину, а стилистически другое кино, во всяком случае поначалу так кажется, но по ходу действия возникают сомнения…
Апофеозом “условности” и гротеска является Фарварсон в исполнении Сергея Роста, или то, что главная героиня в модных очках неумело косит под лекаря-мужчину, это – вообще не отсюда. Если совсем просто, то в “Земле Санникова” – фантастические условия, в которых живут реальные люди, а в “Первых” – реалистические декорации, в которых “живут” условные герои.
Сложно было бы ждать полного соответствия действительности и подробного изложения перипетий этой эпической истории, впихнутой в полтора часа экранного времени, – кино живет по своим законам. Тем интереснее будет окунуться в эту эпоху, чтобы узнать, как оно все было на самом-то деле.
После просмотра фильма возникает ощущение, что прикоснулся к огромной, интереснейшей теме, что, возможно, извиняет его недостатки, которых хватает. Чего стоит финальный аккорд – первопроходцы, идущие по проторенной многими дублями колее. Когда мне ткнули пальцем в эту несуразность, было очень смешно. А потом стало грустно. Впрочем, авторы всеми силами пытались снимать достоверно.
Кадр из фильма “Первые”
По историческим чертежам была создана точная копия дубель-шлюпки «Якутск», на которой отправился в экспедицию отряд Прончищева и Челюскина. “Якутск” – ходовая дубель-шлюпка, благодаря чему съемки проходили в открытом море, а не в павильонах. Сейчас “Якутск” пришвартован на реке Лене и является живым свидетельством истории.
Кадр из фильма “Первые”
Многочисленные консультанты помогали съемочной группе ознакомиться с особенностями зимовок на севере, этническими моментами и морской терминологией.
К работе над фильмом привлекались ныне действующие полярники, знающие регион не понаслышке. Среди них – легендарный ученый, исследователь Арктики Артур Николаевич Чилингаров. На представлении фильма продюсер Алексей Рязанцев зачитывал бесконечный список его должностей и наград, поскольку вся жизнь этого человека отдана Русскому Северу.
Чилингаров – человек верующий, из старого священнического рода, на вопрос, что ему помогает в экспедициях, он ответил: “Я всегда беру благословение”.
Съемки проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Якутии.
Премьера прошла 30 мая в киноцентре “Октябрь”.
Картина снята при финансовой поддержке Министерства культуры и Русского географического общества.