Танцующий митрополит, чернокожий Христос и как верят в Африке

28.04.2018 7:04 6

Танцующий митрополит, чернокожий Христос и как верят в Африке

Православие по-африкански: «акуна матата», танцы во время службы, миссионерство и абсолютное счастье. Как десять дней в Центральной Африке меняют отношение к жизни и к Православию, рассказывает протоиерей Николай Данилевич после конференции Всемирного совета церквей по вопросам миссии и евангелизации в Танзании.

Акуна матата

Я и раньше бывал в Африке. В Ливии, например. Но все же это север, а значит, ближе к Европе и к культуре Ближнего Востока. Тогда как Танзания — Африка самая настоящая.

Что меня поразило: люди тут живут бедно (согласно официальным данным, 70% населения — за чертой бедности), буквально в трущобах, но нигде на лицах я не увидел какой-то обреченности, уныния, отчаяния. Наоборот, все улыбаются. По утрам спокойно идут на работу, как могут, трудятся, дети учатся в школе.

Танцующий митрополит, чернокожий Христос и как верят в Африке

Протоиерей Николай Данилевич. Фото: Facebook

Этим танзанийцы мне очень симпатичны. Они особо не переживают, что у них чего-то там не хватает в квартире, хотя в некоторых домах, больше напоминающих хижины, даже дверей нет — так, занавесочка болтается, и всё. Бóльшая часть танзанийцев живет на 1 доллар 25 центов в день. Мне рассказывали, что средняя зарплата по стране около 200 долларов в месяц (тогда как в соседней Кении, для сравнения, — 600-700 евро), но они совершенно спокойно относятся к своим проблемам. По крайней мере, так мне показалось. Может, еще и поэтому знаменитая поговорка на языке суахили «Hakuna Matata» — «жизнь без хлопот», очень соответствует тамошнему образу мышления.

Танцующий митрополит, чернокожий Христос и как верят в Африке

Фото: Facebook

Мне кажется, нам всем не хватает такого простого, беззаботного, «африканского» отношения к жизни. Да, проблемы есть у всех, но как часто мы склонны делать из мухи слона (опять же, слон — африканское животное) и слишком большой упор делаем на негативные стороны жизни. Я и прихожанам своим сказал, когда вернулся из Танзании: «Желаю вам “акуна-мататовского” отношения к жизни». Да, может, не все гладко, но радуйтесь каждому дню, всему, что вокруг вас!

Помню, еще когда был студентом и поехал в свою первую заграничную поездку, по возвращении на Родину сразу же ощутил традиционную нашу напряженность, которая буквально висит в воздухе. За границей такого не было.

И меня до сих пор поражает эта наша всеобщая мрачность. Безусловно, трудиться, зарабатывать надо, но необходимо и спокойнее относиться к жизни, «take it easy» — как говорят англичане.

В Африке бананы есть, папайя, маракуйя растет, на улице тепло — что еще надо? Помню, пришел в Танзании в гостиницу, открыл кран, горячей воды нет — только холодная и еле теплая. Внутренне сперва возмутился, а потом думаю: стоп, это же Африка! Зачем здесь горячая вода — пусть будет и такая, «летняя»…

Африка научила меня более спокойно относиться к жизни. Ответственно, но и не слишком серьезно.

Танцующий митрополит, чернокожий Христос и как верят в Африке

Фото: Facebook

Шик и блеск литургии

В воскресенье все православные участники конференции служили на местном приходе Александрийского Патриархата. Изначально храм принадлежал греческой общине, основанной еще в те времена, когда в Танзании сформировалась огромная греческая диаспора: в основном бизнесмены, занимавшиеся выращиванием чая и кофе. Теперь греков здесь уже почти нет, так что на приходе остались местные, танзанийцы. Служат на греческом или на языке суахили.

На литургии присутствовали протестанты — у участников конференции Всемирного совета церквей была возможность выбрать, какое богослужение они хотели бы посетить. Так после службы подошел ко мне один из них и говорит: «Знаете, мне очень понравилась ваша литургия! Такое красивое богослужение…»

Танцующий митрополит, чернокожий Христос и как верят в Африке

Ведь у протестантов намного проще всё, а нашу службу возглавлял греческий архиерей. Чтобы вы понимали, греческая архиерейская литургия — это «что-то с чем-то»! То, что можно назвать словами «шик и блеск». Так и вспоминаются послы князя Владимира, язычники, которые попали в Софию Константинопольскую на богослужение и потом говорили князю, «что не знали, где и оказались мы — на небе или на земле».

И в этом, я считаю, важный вопрос нашей миссии. Как, например, отнесется кто-то из наших «ультраправославных» к тому, что протестант, иноверный, пришел на службу в храм? А ведь это тоже христианин, пусть и другой конфессии.

Тысячу лет назад язычники — послы князя Владимира — тоже «просто постояли» на службе, но теперь благодаря им мы все — православные.

Поэтому, считаю, нельзя гнать из наших храмов людей — атеистов, или иноверных, или просто «случайных» захожан, потому что мы не знаем, как Господь действует. Может, благодать коснется сердца человека через слово или через пение, а может, и через ладан, благоухание — да мало ли через что еще!

Танцующий митрополит, чернокожий Христос и как верят в Африке

На одном воркшопе на конференции протестанты из Америки рассказывали о своем интересном способе миссии. Называется «Тысяча и одно место для молитвы». Суть его заключается в том, что христиане где работают, там и молятся. Собираются прямо там, на рабочем месте — строители около вагончика строительного, служащие — в офисе — и молятся Богу. При этом остальные, неверующие, видя молитву, начинают интересоваться христианством и затем из интереса приходят в храм. Вот такой неожиданный способ проповеди Евангелия. По-моему, довольно интересный.

Расширяйте горизонты

Что еще меня поразило? Румынский священник отец Михаил рассказал о том, что Румынская Церковь помогает Александрийскому Патриархату в деле миссии. Так, когда Кенийская митрополия основала в Кении женский монастырь, то из Румынии прибыли две монахини, чтобы посодействовать в организации монашеской жизни. Более того, Румынская Церковь помогла и финансово.

Это натолкнуло меня на мысль, что нам, Православным Церквям, у которых нет внешней миссии (мы занимаемся проповедью Евангелия только для своих сограждан), хорошо было бы помогать и посылать миссионеров в такие Церкви, как Александрийский Патриархат, объединяющий все страны Африки. Это, скажем так, расширяло бы наши горизонты.

Мы привыкли к тому, что есть, а тут вдруг ты приезжаешь в незнакомую страну, служишь не в роскошном храме, а где придется, на антиминсе только, в очень простых облачениях. Поскольку постоянно приходится ездить, не берешь с собой ничего лишнего — только самое необходимое. При этом главное для тебя — люди и община.

Танцующий митрополит, чернокожий Христос и как верят в Африке

На самом деле, я считаю, Церковь не может жить без миссии. Потому что если она не приводит новых членов, то, во-первых, не исполняет заповедь Христа, сказавшего: «Идите, научите все народы» (Мф. 28, 19).

И, во-вторых, без миссионерства община закрывается в себе и иногда становится похожей на секту.

Опять-таки, та же Румынская Церковь, очень большая и по количеству, и по качеству, помогает другим Церквям. Не вмешиваясь в их дела, не открывая на территории свои приходы, содействует в организации общинной жизни. Почему бы священникам и из нашей страны не поехать послужить где-нибудь в Мозамбике, в Ботсване или в Кении? Познакомиться с культурой, выучить язык…

Вспоминается сразу святитель Николай Японский, который писал в своих дневниках о том, что просил помощи от Синода, и на всю Русскую Церковь нельзя было найти кого-то, кто мог бы поехать помогать ему с миссией в Японии. На самом деле, думаю, просто нужен пример: один, другой человек загорится этой идеей, поедет, побудет, а там и другие захотят.

Может, это немного идеализированно звучит, но такие поездки помогают понять православие и христианство во всем его универсализме. Ты ясно видишь, что в вере главное, а что второстепенное, наносное.

Танцующий митрополит, чернокожий Христос и как верят в Африке

Танцующий митрополит

Очень интересно окунуться в культуру другого народа. Например, в Африке священнослужители пританцовывают во время богослужения. Да-да! Священник-миссионер из Кении отец Джон рассказывал, что первый раз это происходит на литургии перед «Верую», когда звучит возглас «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы» и священник говорит пастве: «Христос посреди нас!» А второй раз танцуют уже после службы — когда собирают пожертвования. Мне такая традиция очень понравилась, потому что танец — это выражение радости, и почему бы и правда не жертвовать на храм с радостью?

Еще на видеозаписи богослужений я видел, как пританцовывают прихожане, когда подходят прикладываться ко кресту после литургии. Есть видео, где даже митрополит Кенийский Макарий танцует во всех литургических облачениях.

Митрополит Макарий с прихожанами

О богоугодных танцах и в Библии есть упоминания — когда царь Давид скакал перед ковчегом, возвращенным из филистимлянского плена. В пасхальном каноне мы именно об этом слышим: «Богоотец убо Давид пред сенным ковчегом, скакаше, играя…» А знаете ли вы, что славянским словом «ликовать» переводится греческое слово «хорево», которое означает «радоваться, танцевать».

Когда рукополагают в священника, а также во время таинства венчания хор поет: «Исаие, ликуй». «Исаие хореве» по-гречески — ликуй и танцуй, то есть «Исаие, танцуй!». Не просто радуйся, стоя на одном месте, а ликуй, выражай свою радость какими-то телесными движениями.

Конечно же, я не призываю всех танцевать на службе — у нас другая культура, и этого просто не поймут. Но внутреннее состояние должно быть настолько радостным. Греки более темпераментные, южные люди, и для них это нормально. И в Африке на литургиях местные стоят, но с нетерпением ждут окончания службы, чтобы можно было потанцевать. Культура такая, и ее не надо отбрасывать, но просто принять, ведь радости христианства она не противоречит. Если они так выражают свою радость, это прекрасно, и мы с ними пританцуем, почему нет?

Вот на видео у меня владыка Кенийский Макарий, который с семинаристами из Кении танцует!

Когда приходит абсолютное счастье

Еще раз повторю: общение с другими Церквями даст возможность выйти за рамки собственного контекста, посмотреть, насколько поистине вселенским является Православие, и во всем этом многообразии Христос — для всех.

В Танзании я увидел в одной лавочке фигурку «Тайная вечеря». Смотрите, и Христос, и апостолы — все изображены чернокожими! И это нормально, они, африканские христиане, видят в Нем своего. Хотя, как мы знаем, Христос не был чернокожим. Возможно, смуглым, но это и не так важно. Главное — Он пришел на землю, чтобы спасти всех.

Танцующий митрополит, чернокожий Христос и как верят в Африке

Думаю, многие наши проблемы от того, что мы замыкаемся на себе. Но там, в Африке, я на миг мысленно поставил себя на место Бога — имел такое дерзновение. Насколько большая Земля, как много на ней народу! И какой Бог поистине всемогущий, сколько просьб наших Он каждую минуту выслушивает и сколько проблем решает. В Украине одно происходит, у соседей наших другое, а там, на другом континенте, вообще абсолютно иной мир.

Когда находишься там, то смотришь на Православие шире, понимаешь, насколько мизерными являются наши местные трудности. Этот наш церковный раскол в Украине, язык богослужения, автокефалия, — во всемирном масштабе какие все-таки мелочи…

Недавно к нам в Киев приезжал ученик преподобного Паисия Святогорца архимандрит Ириней (Верикакис), так во время его встречи с киевлянами я поймал себя на мысли: насколько то, что он говорит, далеко, выше и объемнее всех тех проблем, которыми мы тут озабочены, нашей внутриконфессиональной грызни. И когда я разбирал записки из зала к отцу Иринею, среди вопросов не было ни одного на политическую тему или о расколе. Всех интересовали только духовные проблемы — с отношениями в семье, как молиться, как бороться с унынием, учиться смирению и так далее. Вот что хотят знать на самом деле.

Надо быть открытыми. Люди интересуются христианством, если им с увлечением о нем рассказываешь. А для меня как священника важно то, что ты своим служением способен изменить жизнь другого человека. Не сам, конечно, а благодатью Божией, силой Христовой.

Понятно, что и у нас в стране тоже хватает непросвещенных верой, и им также необходимо нести Благую Весть. Но и выходить за привычные рамки тоже нужно. Человеку свойственно развиваться, Господь нам это заповедал — в притче о талантах, например. Так давайте приумножать таланты!

В той же притче Бог потом воздает и хвалит за приумноженное, поэтому если мы что-то делаем для Бога, то логично, что ожидаем и награды. Награды в духовном смысле слова, и ее очень хочется, потому что в ней как раз счастье. Когда чувствуешь, что и ты поспособствовал тому, чтобы привести человека к Богу, помог решить какой-то вопрос, проблему, помолился, и у кого-то в жизни что-то наладилось.

Безусловно, все это Господь делает, но ты хотя бы рядом постоял, прикоснулся к благодати, ощутил на миг то самое сияние Царствия Небесного. Это очень помогает в жизни и дарит чувство абсолютного счастья.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Константинопольский патриарх назначил на Украину двух своих экзархов Краснодарского студента, загасившего сигарету об икону, оштрафовали на 30 тысяч рублей На главу храма в Ленобласти, прославившегося вывеской "Православие или смерть", завели дело об экстремизме Патриарх недолюбливает и отчитывает "духовника" Путина за чрезмерные амбиции и ультраконсерватизм, узнал "Дождь" В Бразилии суд разрешил мусульманке сфотографироваться на водительские права в хиджабе

Православная лента