Разница между людоедом и миссионером

26.04.2018 6:07 0

Разница между людоедом и миссионером

Почему больше не ценятся 40 лет на одной работе и помогает ли образование попасть в социальный лифт

Школа и оценивание – моя травма

Разница между людоедом и миссионером

Софья Стебловская

Я побывала на лекции Людмилы Петрановской. Пришла контекстная реклама бесплатной лекции на тему «Оценивание и принятие», и я сразу зарегистрировалась, потому что:

– Во-первых, школа и оценивание – моя травма, незакрытый гештальт и незарубцевавшаяся стигма. До первого ребенкиного класса мне казалось, что я знаю, что такое стресс. Оказалось, что сочетание полной беспомощности, красных чернил, дурацких заданий, тестов (произносится через Е) и разных КИМов (если вы еще не знаете, что это, то вы счастливый человек) может снова лишить меня сна и покоя. Хрестоматийный ночной кошмар «иду сдавать экзамен, ничего не знаю» сменился на жанр «ребенка мучат в школе, не могу защитить».

Недавно застала свою пятиклассницу среди разложенных на кровати тестов и тетрадей периода начальной школы, и она мне говорит с интонацией рабыни Изауры: «Мама, через что мне пришлось пройти!» Смешно, если бы не было так грустно, потому что проходила через это вместе с ней… Так что качественный контент о школе и образовании – это мое must see.

– Во-вторых, я зарегистрировалась, потому что я жадная. Бесплатная лекция плюс общение после от кумира родителей-травматиков – это серьезно.

– Ну, и в-третьих, книги и статьи Петрановской сами по себе – мощная терапия для утомленных школой бойцов родительского фронта. Ее юмор, здравый смысл, ирония и общая адекватность, не говоря уже о ее профессионализме как психолога, – один из немногих щитов, которыми армия современных родителей может прикрыться от свистящих пуль школьной невротизации, высоких стандартов родительства, тестов, ЕГЭ, ГИА, да и Болонской системы, пожалуй, тоже.

Без звериной серьезности, сжатых кулаков и сведенных челюстей. За это ей большое человеческое спасибо от тысяч современных российских родителей, пытающихся в сегодняшних условиях «растить свой сад и не портить прекрасный вид» – для себя и своих детей.

Лекция проходила на территории «школы для богатых» – об этом меня, покачивая головой и прицокивая, предупредил таксист – первый эксперт в области образования на метро «Октябрьское поле» в тот вечер. «Тут же Серебряный Бор рядом – сама понимаешь, какие люди живут. Газманов живет где-то рядом! Нюша! Там такие машины припаркованы – не ошибешься!»

И я не ошиблась! Контрольно-пропускной пункт как в Совете Федерации, школьная территория как в Сколково, внутреннее пространство как в американских университетах.

7 отличий современного обучения

Людмила Петрановская – как всегда на высоте, внимающих родителей море, театральный зал супершколы, в котором проходила встреча, выше всяких похвал – сразу хочется замахнуться на Вильяма, так сказать, нашего Шекспира… Или просто на что-то умное типа лекции.

Разница между людоедом и миссионером

Людмила Петрановская

Основные тезисы (Людмила Петрановская их часто повторяет, но от этого они не становятся менее актуальными):

1. Та школа, которая у нас есть, призвана обслуживать индустриальное общество. То есть людей надо обучить по стандартизированным технологиям, чтобы они, не вдумываясь, могли выполнять задания и работу. Успешный ученик в этой системе – тот, кто способен изучать алгоритмы и действовать по ним.

2. В традиционной системе передачи знаний образование – способ передать знания из поколения в поколение. Ребенок в такой системе – курьер, знание неизменно. А сегодня новые знания и технологии появляются быстрее, чем мы поёрзаем на стуле.

Утром студент идет на лекцию, а вечером уже появилось новое знание. Поэтому смысл образования сегодня – не в выучивании чего-то, а в выработке компетенции самостоятельно учиться. Надо, чтобы человек мог постоянно добывать себе знания и был готов менять виды деятельности.

3. Меняются стандарты успешности прожитой жизни. В советской системе человек, который 17-летним пареньком пришел на завод и проработал там до 65 лет – это круто! Сейчас мы человека, который 30-40 лет работает на одном месте, назовем неадаптированным, не покидающим зону комфорта. «Мне 51, и я думаю, не пойти ли мне в магистратуру!» (вот я тоже думаю… почему бы и нет-то). 3-4 раза сменить деятельность за жизнь – это будет нормой. А может, и 7. И дело не в том, что первая специальность была неудачным выбором. Смысл в том, что в ее смене нет трагедии.

4. В системе обучения по одинаковым для всех детей алгоритмам, как правило, есть небольшая группа детей, которые хорошо по этим алгоритмам работают, есть группа тех, кто справляется так или иначе, и есть огромное количество детей, которые мучаются от несоответствия. Для них пребывание в образовательном процессе становится неприятным, сливается с чувствами тоски, скуки, рассеянности, дезориентации, с чувством неуспешности и унижением.

5. Эта частотная травматизация школой усиливается отечественной спецификой. В течение 2-3 поколений образование было уникальным способом прокатиться на социальном лифте – буквально из хижины дяди Тома можно было попасть в дом белого человека среднего класса.

Ты можешь жить в колхозе, без паспорта, больничных, отпускных и пенсии, но если твой ребенок заканчивает техникум и самый простой институт в райцентре, то он получает пропуск в мир белых людей, а вся семья – шанс! Любое высшее образование было грандиозным рывком, человек попадал буквально «из грязи в князи» – в город, где из крана текла горячая вода, была зарплата и работа в чистом месте.

Сейчас образование и социальный лифт разведены, но родовая память устойчива, и в нас закрепилось ощущение сверхценности образования.

6. Кризис системы образования испытывает не только Россия, но и весь мир (возрадуемся же, мы не одиноки!). И как его преодолевать, пока не ясно. Очевидно, что, помимо изменения стандартов образования, особую роль будет приобретать институт наставничества. Тьюторы, коучи, тренеры, персональные тренеры, фасилитаторы – все те, кто общается с ребенком или студентом как с личностью, а не как с обучающейся единицей, и исходит из его интересов. Давление бессмысленно, жесткие критерии оценки тоже. Работа в группах, проектная деятельность, самостоятельное получение знаний. А еще – переход от внешнего оценивания и сравнивания с образцом к умению самооценки.

Ребенок должен учиться честно анализировать: интересно ему или нет, списал или сам, выложился или сделал тяп-ляп, продвинулся или скатился. Умение слушать себя, уважать себя и других, одним словом. И учитель должен исходить из позиции коуча или наставника. Магистр Йода и Дамблдор не давят и не оценивают. Они дают задачу, и ученик решает ее сам.

7. Кризис оценочной системы. Современные оценки несут в себе, как говорят айтишники, ноль бит информации. И если раньше дети серьезно относились к этому механизму, то современные подростки, как правило, понимают, что часто это ни о чем. В отличие от многих родителей, которые школьные успехи ребенка рассматривают как сертификат качества их как родителей.

Между людоедом и миссионером

Контраст между той Школой, о которой говорит Петрановская – новой школой-эйдос, стиль которой еще не выработан цивилизацией и черты которой находятся только в головах у самых разумных, и той, в которую ходят наши дети вот прямо сейчас, на которую тратят время своей единственной бесценной жизни – примерно такой же, как между палкой-копалкой и ракетой «Томагавк». Как между стилом и макбуком. Как между людоедом и миссионером.

Умение слушать себя и проговаривать свой дефицит, понимать, в чем ты можешь находить ресурс, оценивать себя самому, быть устойчивым к внешней оценке и прочие мало пока нам ведомые компетенции – и есть смена гуманитарного и цивилизационного стандарта, которому пока не учат никого – ни родителей, ни детей. Ни в школе, ни в институте.

Что делать! Как говорит одна моя мудрая знакомая писатель(ница) – «Сколько можно ныть “нас не учили”! Возьми учебник и учись сам!».

Темным вечером после лекции я стояла на автобусной остановке «Завод “Силикат”» в районе Хорошево и наслаждалась картиной «Москва – город контрастов».

Хорошёвская прогимназия (платное обучение, социоигровой подход, база заявок переполнена) против школы № **** (Шарапова, пересядь на заднюю парту, всем молчать, доиграешься, безобразие, почему ты не сделала дома тесты?). Стоят эти школы прямо-таки рядом.

Учитель, знающий, что такое детская психология, не ломающий об колено ребенка, тьютор, фасилитатор против советской давилки.

Рейтинги против живого интереса.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Азартные игры на выигрыш с казино Вулкан Москва В «Сбербанке» заявили, что до конца года планируют начать прием вкладов по нормам ислама Патриарх Кирилл назвал чудом и знаком Божьим победу российских хоккеистов над сборной Германии на Олимпиаде в Пхенчхане Лучшие игровые аппараты от 777 казино К спору вокруг фильма «Матильда» решили подключить Папу Римского: просят высказаться публично, чтобы примирить стороны конфликта

Православная лента