Мы с тревогой наблюдаем очередной международный кризис и обострение конфликта. Что делать православным в этой ситуации? Размышляет протоиерей Георгий Митрофанов.
Протоиерей Георгий Митрофанов
Хотя происходящие сейчас в мире события еще только начинают приобретать грозный, зловещий характер, я как священник Русской Православной Церкви, церковный историк, могу сказать: нам, русским православным христианам, коль скоро Господь сподобил нас родиться именно в России, претендующей на то, чтобы быть страной подлинно христианской, необходимо рассматривать их прежде всего через призму собственной истории.
Приходится констатировать, что в нашей стране, которая потеряла в войнах XX века больше, чем какая-либо другая страна мира (мы наши человеческие потери до сих пор до конца сосчитать и захоронить убиенных не можем), почему-то притупилось чувство того, что война – это величайшее несчастье и величайший грех в мировой истории.
И когда притупляется это ощущение войны как несчастья и греха, война может случиться. И с этой точки зрения, мне кажется, что, пережив в XX веке несколько разрушительных войн, нам нужно было бы относиться к перспективе любой войны, в которую может быть вовлечена Россия, очень осторожно.
Что касается событий второй половины XX века, то, хотя горячей третьей мировой войны не было, очевидно, что это удалось предотвратить не по доброй воле политиков, а прежде всего потому, что появилось атомное оружие. И боязнь потерять мир как таковой, понимание того, что в атомной войне погибнут все, наверное, удержало ведущие страны во второй половине XX века от развязывания мировой войны. Войны были многочисленные, но локальные, в них не участвовали крупнейшие мировые державы непосредственно воюя друг с другом.
Я, надеюсь, что эта инерция (хотя с христианской точки зрения, может быть, это и не самое лучшее основание воздержаться от мировой атомной войны), это сложившееся в мировой политике представление, удержит и на этот раз всех участников происходящих событий от того, чтобы идти по пути развязывания дальнейшего конфликта.
Я не политический деятель, я не знаю всех политических нюансов происходящего на Ближнем Востоке, но я знаю только то, что нам нужно наконец озаботиться тем, чтобы уберечь собственную страну, так много потерявшую в предшествующий век.
И я считаю, что не только то, что обострилась политическая ситуация на Ближнем Востоке, но и то, что происходит в целом с нашей экономикой, нашей общественной жизнью, нуждается прежде всего в том, чтобы мы обратили пристальное внимание на происходящее внутри страны и вспомнили слова нашего великого писателя XX века Александра Исаевича Солженицына, оставленные нам в качестве нравственного завещания за два года до его смерти о том, что «сбережение народа” – и в самой численности его, и в физическом и нравственном здоровье – высшая изо всех наших государственных задач».
Да, Россия сейчас уже имеет не те границы, которые она имела в XX веке, в наших западных пределах мы докатились до границ XVII века. Да, конечно, почти как в XVI-XVII веках у нас почти не осталось подлинных и влиятельных союзников в мире. Да, мы видим, какие возникают осложнения от противостояния с западным миром, например, применение таких санкций, которые отзываются на нашей экономике – это все серьезные проблемы. И не все проблемы мы можем решить своими силами как православные христиане.
Но, молиться о том, чтобы Господь умиротворил сердца политических деятелей, чтобы Он вразумил их не посредством очередной катастрофы, а посредством пробуждения у них если не совести, то хотя бы здравого смысла, мы должны. И именно поэтому сейчас, когда, наверное, у многих из нас есть ощущение, что происходящее в мире от нас особенно не зависит, мы должны действительно возложить свое упование на Господа.
Записала Ирина Якушева