"Дети растут, и их интересы тоже, ребенок не будет читать комиксы Марвел всю жизнь. Но если вам кажется, что ребенка может заинтересовать та или иная книга, вы можете начать читать ее ребенку вслух и посмотреть, вызовет ли она интерес". Психолог Ирина Катин-Ярцева рассказывает, как вырастить в детях любовь к чтению.
Для нас, родителей чтение было одним из острых удовольствий, дополняющих реальность, дающих нам те переживания, которые были недоступны в реальном мире.
Более того, чтение – один из важных элементов идентичности людей поколения 70-х и 80-х годов. До сих пор многие из нас узнают «своих» по цитатам. Можно услышать «я вырос на книгах этого автора», книги в буквальном смысле становились основой мировоззрения, питательной средой, без которой люди не могли жить и расти, как персонажи Стругацких – мокрецы. До появления доступа в интернет, социальных сетей книги были большой и важной частью реальности.
В условиях информационной бедности окружающего мира, книги были источником сюжетов для игр и фантазий, острых эмоциональных переживаний, и конечно источником практических знаний, которые можно было использовать. Для многих детей, переживавших эмоциональные трудности, чтение было способом ухода от реальности и достижения трансовых состояний.
Одним словом, чтение мы помним как яркое и приятное, очень ценное переживание. Тем более мы оказываемся удивлены, обескуражены и разочарованы, когда наши дети отказываются приобщиться к этому таинству, которое мы преподносим им как необыкновенный подарок.
Наш мир изменился, наши дети – другие. Они не хотят читать. Они смотрят ролики видеоблоггеров, играют по сети в компьютерные игры, сидят в соцсетях. И нас пугает их непохожесть на нас, отсутствие общей базы для обсуждений. Они становятся нам чужими и мы страдаем от невозможности передать им свои ценности, радоваться общей радостью от одного и того же. Кроме того, чтение занимало такое огромное место в нашей жизни, что кажется, что наши дети, отказываясь от него, лишаются буквально фундамента своего развития.
Мы не можем вернуть их во времена нашего детства. Более того, мы сами прикладываем немало усилий для того, чтобы они жили проще, свободнее, легче и приятнее, чем мы, чтобы жизнь их была наполнена радостью. Мы хотим, чтобы они были счастливы. Где же здесь, в их современной жизни, подчас перенасыщенной событиями, информацией, удобствами и благами, место чтения?
Чтобы определить это, попробуем сами себе честно ответить на несколько вопросов: как мы используем чтение сейчас? Что мы читаем? Где ищем ответы на вопросы? Новости? Где ищем общение? Часто ли читаем художественную литературу?
Большинство из нас все это ищет в компьютере, в телефоне, в гаджетах. Бумажные книги все реже можно увидеть у нас в руках. Дети смотрят на нас, и им трудно понять, почему мы хотим от них то, чего не делаем сами.
Мы пытаемся логически аргументировать: читай, вырастешь умным человеком, в книгах ответы на все вопросы, в книгах – радость… Но у них есть много других радостей, гораздо более простых в потреблении.
Они не умеют скучать, наши дети. Современный темп жизни требует от нас очень многого и у нас часто не хватает времени и сил, чтобы выносить их скуку, побыть с ними, научить их занимать свое время самостоятельно, придумывая что-то. И надо сказать, что современная техника и неограниченный доступ к электронным гаджетам с раннего возраста их этого часто лишают. Для родителей является большим соблазном возможность ребенка чем-то занять, чтобы он не мешал, не ныл, когда мы заняты или устали.
Одним из основных препятствий на пути к чтению, как это ни странно, является слишком раннее развитие. Наше время – время амбиций, время соревнования. Чем раньше начнешь, тем больше успеешь – так кажется многим родителям. И они прикладывают много усилий, с рождения занимаясь с ребенком по развивающим методикам, показывают им карточки, кубики, развивая отдельные способности ребенка, что часто идет в ущерб другим, позабытым, «непрестижным» и приводит в конечном итоге к неравномерному развитию, к очень неустойчиому фундаменту его знаний и навыков.
К двум годам некоторые дети уже знают весь алфавит, чем родители очень гордятся, и оказываются немало разочарованы, когда потом оказывается, что ребенок все позабыл. В 3-4 года родители пытаются научить некоторых карапузов читать, ведь есть же дети, которые читают в 4 года, значит и наш может… Очень хочется, чтобы ребенок выделялся среди сверстников интеллектом и навыками.
В этой гонке мы часто забываем о том, что все дети разные. Физиологически большинство из них не готовы учиться читать раньше, чем в 5-6 лет, не созревают еще механизмы мозга, которые позволяют складывать буквы в слова. И часто ребенок здесь оказывается в ситуации неуспеха, когда он просто не может выполнить то, что от него требуют родители. Кроме того, в этот момент часто начинается давление на ребенка. Его ругают за то, что он не хочет читать или покупают его усилия («прочтешь абзац – дам конфетку»). Бывает, что за чтение ребенку приходится «расплачиваться» подробным отчетом – понял ли он прочитанное, запомнил ли.
Таким образом, чтение становится не удовольствием, а делом – нужным и важным для родителя, но не для ребенка. В школе нелюбовь к чтению часто закрепляется домашними заданиями, обязательными списками, пересказами, двойками.
Кроме таких общих проблем есть еще часть детей, которые страдают от специфических проблем, связанных с нестандартным функционированием некоторых зон мозга, им трудно научиться читать, и трудности с чтением могут сохраняться и в 6, и в 7 и в 8 лет и дальше. Это дислексия, проблема, за последние годы хорошо изученная, и во многих случаях поддающаяся успешной корректировке с помощью логопедов и нейропсихологов.
Что касается обязательных списков, и вообще выбора чтения: чаще всего в них входят не те произведения, которые интересны детям.
Ответ на вопрос «как» очень сильно зависит от возраста ребенка.
– книги с картинками и в процессе чтения вслух эти картинки оживлять: рассматривать вместе, искать на рисунках детали, разговаривать с нарисованными персонажами, имитировать происходящее на картинках, перерисовывать и вырезать персонажей для кукольных миниспектаклей;
– серии коротких историй про одних и тех же персонажей;
– перечитывать любимые истории малыша много раз, столько раз, сколько он попросит,
– останавливаться и переключаться на другую деятельность при первых признаках усталости ребенка от чтения.
Не заставляйте ребенка пересказывать прочитанные истории, это может стать неприятной для него «платой» за удовольствие от чтения. Чтение должно быть радостью и само может быть наградой.
Для начала – мысль, которая звучит достаточно революционно: не начинайте специально учить ребенка читать.
Как и со многими другими вещами в родительстве здесь важно разобраться – кому нужно уметь читать, нужно ли это вам или ребенку. Часто, как только что-то нужно от ребенка родителю, это перестает быть нужным и интересным самому ребенку. И здесь, и во многих других случаях, нам мешает представление о ребенке как об объекте без самостоятельной инициативы, в который надо что-то вкладывать. Тогда как нормально развивающийся ребенок сам активно удовлетворяет свои познавательные потребности в обогащенной среде.
Таким образом, для того, чтобы ребенок научился читать, нужно два компонента: нормальное возрастное развитие и обогащенная среда.
В норме интерес к чтению пробуждается около 5-6 лет, тогда, когда созревают структуры мозга, обеспечивающие способность складывать буквы в слова.
Косвенно указывающими на готовность ребенка читать являются следующие навыки: умение рисовать по замыслу, правильная речь, осознание того, что слова состоят из частей, способность запоминать последовательность (времен года, дней недели, движений), фонематический слух (умение различать парные звуки), значительный словарный запас, способность к длительной (15-20 минут) концентрации внимания, сосредоточении на какой-то деятельности.
Если что-то в структуре развития ребенка оказывается недостаточным для появления и разворачивания интереса к чтению, бесполезно этот интерес пытаться насадить сверху, стоит уделить внимание развитию именно тех кирпичиков, которых не хватает, с помощью специальных игр и упражнений.
И здесь стоит упомянуть о другой опасной тенденции, обратной стремлению к слишком раннему развитию – полной уверенности родителей в том, что природа в любом случае возьмет свое. Такая уверенность иногда мешает заметить, что в каких-то областях ребенку нужна помощь. К 5 годам 25% детей не готовы к обучению чтению, к шестилетнему возрасту таких остается 10%, 5-7% детей испытывают стойкие затруднения при освоении чтения даже с 7 лет.
То, что наверное все знают, но о чем я не могу не упомянуть – личный пример родителя. Хорошо, если вы находите время для книги и удовольствие от книги не воспринимается как прерогатива ребенка – занятие «для маленьких»
Следуйте за ребенком в его познавательном интересе: отвечайте на вопросы о словах и буквах, об истории письменности и различных ее типах. Ответы на вопросы про окружающий мир ищите вместе с ребенком в книгах и статьях – держите наготове детские энциклопедии. Не откладывайте ответы, интерес не должен остыть.
Лепите и рисуйте буквы, размышляйте вслух о том, на что они похожи.
Читая ребенку, старайтесь садиться рядом, так, чтобы ребенку были хорошо видны страницы книги, водите пальцем по строчкам, когда читаете.
Если у ребенка появился интерес к письму, играйте с ним в переписку: установите почтовый ящик для переписки с родителями и воображаемыми друзьями. Придумывайте идеографические шифры для переписки (любовь – «сердечко», спать – «кровать», и т.д.). Сопровождайте праздничные сюрпризы квестами с доступными пониманию ребенка записками. Записывайте придуманные вместе с ним сказки и истории.
Читайте вслух вывески.
И конечно, продолжайте читать вслух интересные ребенку книги.
Родителей ребенка, который научился читать, подстерегают 2 ловушки:
«Читай сам» может быть воспринято как отвержение, как наказание за то, что ребенок стал самостоятельным в этой области. Поэтому важно продолжать читать ребенку вслух.
Если мы хотим, чтобы ребенок читал, чтение должно оставаться удовольствием, и в этот момент как раз нам важно вспомнить, что теперь в мире вообще и в жизни ребенка в частности очень много других, конкурирующих удовольствий, к которым он обратится, отвернувшись от чтения. Очень важно, чтобы чтение и читательский выбор были свободными, потому что удовольствие для ребенка почти никогда не совпадает с долженствованием.
Мы подчас забываем, как сами были детьми. Доставляло ли нам удовольствие чтение по школьной программе? У многих взрослых всю жизнь сохраняются значительные трудности с чтением того, что нужно прочесть.
hellowonderful.co
Да, именно это и значит. Дурацкие комиксы, глупые журналы, книжки для совсем маленьких, настольный календарь, ветеринарную энциклопедию. Все, что доставляет ему удовольствие.
Дети растут, и их интересы тоже, ребенок не будет читать комиксы Марвел всю жизнь. Но если вам кажется, что ребенка может заинтересовать та или иная книга, вы можете начать читать ее ребенку вслух и посмотреть, вызовет ли она интерес. Многие книги, которые мы помним из детства как невероятно увлекательные, оказываются неинтересны нашим детям, они не понимают каких-то реалий и им не хочется читать про то, что происходит в обстановке прошедших веков. Увы, это случается часто.
Более того, сейчас внимание младших поколений все больше завоевывают новые форматы текстов – блоги, короткие рассказы в соцсетях. И это тоже – чтение, на выбор которого ребенок имеет право. И нам не остается ничего другого кроме как смириться с таким положением дел и оставить выбор ребенку. Как в таком случае быть с обязательным чтением по школьной программе? Здесь нас выручают аудиокниги.
Интересуйтесь «дурацким» чтением, которое увлекает ваших детей – просите их одолжить вам любимый журнал или книгу, что он читает сейчас и рассказывайте ему, что вам понравилось в нем.
Важное дополнение, касающееся подросших детей: для чтения им часто не хватает элементарного – времени и сил. Наши дети так заняты уроками и дополнительными занятиями, так напряженно работают в течение дня, что в редкие свободные минуты им хочется делать буквально «ничего» – максимально разгрузиться и отдохнуть. В состоянии, когда «в голову ничего не лезет» ребенок, увы, чаще всего не может сосредоточиться на мало-мальски длинном тексте.
Отчеты. Нам нужно отказаться от того, чтобы требовать отчет о прочитанном, о количестве страниц. Это превращает чтение из удовольствия в механическую рутину, работу, смысл которой потерян. Перестав спрашивать, о чем была прочитанная книга или рассказ, вы потеряете уверенность, что ребенок понял все и правильно.
Более того, многие дети действительно не понимают большую часть прочитанного. Многие не запоминают сюжет, со страстью следя за его поворотами. Тем не менее, в отсутствие отчетов, ребенок сохраняет радость погружения в текст, а время, проведенное с книгой, становится его временем.
Пропуски. Не нужно требовать от ребенка читать, не пропуская. Более того, стоит научить ребенка пропускать скучные или непонятные куски, отфильтровывать нужное именно ему. Непонятные слова, если их в тексте немного, ребенок также может приносить в жертву общему пониманию сюжета, и это нормально. У ребенка должно быть также право бросить неинтересное ему чтение в любой момент.
Упреки: Не нужно наказывать за то, что ребенок не хочет читать, не стоит грозить ему, что он станет дворником, если не будет читать.
Осторожность: «Не бери книгу грязными руками!», «Не пиши на полях!», «Книга – это святое!». Часто наше отношение к книге как к чему-то высшему часто смущает детей и мешает им. Если вы дорожите книгами из семейной библиотеки и боитесь видеть их испорченными, предоставляйте в распоряжение детей другие экземпляры, с которыми они могут обращаться свободно.
Ну и напомню, что наш пример – пример читающего родителя – остается важным в любом возрасте. Ребенок, который видит вас с книгой, имеет больше шансов увлечься чтением. Делитесь с ним прочитанным, обсуждайте ваши впечатления от книг.
Источник – блог автора