Все родители хотят, чтобы их дети были хорошими – не только сейчас, но и во взрослой жизни. Отец и учитель Марк Оливер предлагает 5 простых способов добиться этого.
Мы дисциплинируем детей по одной простой причине: нам хочется, чтобы они были хорошими.
Мы не хотим, чтобы наши дети страдали, когда кричим на них или отправляем в свою комнату. Мы не наполненные ненавистью Горгульи, которые хотят искоренить веселье везде, где найдут его. Мы пытаемся объяснить нашим детям, что их поведение влияет на других людей. Мы хотим сделать их лучше.
Но есть разница в выращивании ребенка, который просто боится попасть в неприятности, и ребенка, который понимает разницу между правильным и неправильным. Когда дети вырастут, мы не сможем быть рядом каждую минуту их жизни. Если мы хотим, чтобы они принимали верное решение, когда нас нет рядом, ими должен двигать не только страх попасть в беду.
Для большинства из нас крик – единственный способ, которым мы умеем пользоваться, и, в конце концов, он работает. Если вы «взрываетесь» каждый раз, когда ребенок не делает то, что вы хотите, его поведение меняется. Дети мысленно составят список всего, что вас злит, и, будьте уверены, они никогда не попадутся на «запрещенных» поступках.
Что-то происходит в головах ваших детей, когда вы стараетесь страхом заставить их хорошо себя вести. Они перестают замечать влияние, которое оказывают на других людей, и вместо этого сосредотачиваются на последствиях для себя.
Они решают хорошо себя вести, чтобы не попасть в неприятности, а не потому, что решили так поступать.
Они могут хорошо себя вести, когда вы рядом, но это не будет продолжаться бесконечно. Как только вы отвернетесь, от хорошего поведения не останется и следа.
Дети не злы. Даже младенец способен на доброту. Исследования показывают, что даже малыши в возрасте 14 месяцев пытаются помочь людям. В каждом человеке с рождения есть доброта. Мы – социальные животные. Мы хотим помочь друг другу.
Один из простейших способов уничтожить это врожденное качество – заставить ребенка совершать добрые поступки. Дети скорее помогут кому-нибудь, если сделают это по собственной воле.
Эксперименты с детьми показывают, что, если вы заставляете ребенка сделать что-то хорошее, он выполняет минимум. Если же вы позволите ему самостоятельно принять решение, он не ограничится вашей просьбой.
Дети, которых вынуждают заниматься благотворительностью, делают это только под принуждением. В то же время дети, которые сами решают делать добрые поступки, будут продолжать заниматься этим. Благотворительность становится частью их жизни.
Помните, я сказал, что дети от природы хорошо себя ведут. Вы закатили глаза и сказали: «Это не про моего ребенка». Вы не ошиблись – то, что дети способны на хорошее поведение, не значит, что они всегда делают это. Но для плохого поведения всегда есть причины, и основная из них – эмоции.
Дети сходят с ума. Они импульсивны. У них есть потребности. Когда люди поддаются эмоциям, они часто принимают неправильные решения, и не важно, сколько им при этом лет.
Один из основных вызовов для человека – научиться контролировать свои эмоции.
Мы наполнены эмоциями, которые заставляют нас совершать неконструктивные поступки, и мы должны научиться сопротивляться им. Это большой шаг к тому, чтобы быть хорошим.
Если вы хотите, чтобы ваши дети были способны принимать правильные решения в новой ситуации без вашего участия, они должны продумать все последствия – и это требует практики.
Вот почему мы должны говорить о том, что правильно, а что нет. Предложите им этические сценарии, например «Если над кем-то издеваются, что вы сделаете?», и пусть дети предложат разные варианты решения. Послушайте их размышления, поделитесь своими собственными и помогите им практиковать умственный процесс принятия правильных решений.
Это то, что можно делать в любое время дня. Можно поговорить об этом во время чтения книг или придумать целую игру – но особенно это полезно в тот момент, когда ваши дети плохо себя ведут.
Когда ваши дети делают что-то плохое, не надо просто ругать их. Спросите их: «Как ты думаешь, что ты можешь сделать по-другому в следующий раз?» Используйте этот эпизод, чтобы научить ваших детей быть хорошими.
Самое главное – просто показать хороший пример. Дети копируют своих родителей, и они будут похожи на вас, независимо от того, как вы их воспитываете.
Если ваши слова и поступки отличаются, они поймут, что существует разница между правилами, о которых вы говорите, и тем, как вы реально живете. Так вы научите их поступать аналогично в собственной жизни – устанавливать правила, которых не обязательно долго придерживаться.
С другой стороны, когда наши слова и поступки совпадают, дети не только подражают нам, но и лучше контролируют свои побуждения.
Когда дети знают, что могут доверять своим родителям, это влияет на то, как они видят мир – и им легче вырасти достойными людьми.
Источник
Перевод Анны Резниковой