10 января. Российские зарплаты в новом году вырастут на 4%,безработица снизится, а граждане должны понимать, что от стажа зависит размер их будущей пенсии, считает министр труда и соцзащиты Максим Топилин.
“Я думаю, что реальные зарплаты могут вырасти процента на четыре – больше, чем в 2017, и больше, чем прогнозировало минэкономразвития”, – заявил он в интервью “Российской газете”.
По словам министра, в ранее опубликованном прогнозе минэкономразвития не было учтено, что будет принято решение о существенном повышении МРОТ и увеличении фондов оплаты труда бюджетным учреждениям.
Он также прогнозирует снижение безработицы за счет сокращения населения в трудоспособном возрасте.
“Сейчас где-то 5,5 процента, а будет 4,5-5 процентов. Снижение будет происходить отчасти за счет того, что у нас сокращается население в трудоспособном возрасте”, – считает министр.
Министр рассказал, что в ближайшее время будет обсуждаться законопроект об увеличении пособий по безработице, так как в нем предложен наиболее оптимальный вариант увеличения пособия.
“Суть в том, чтобы вдвое увеличить размер пособия, но платить его только тем, у кого есть трудовой стаж. Но профсоюзы пока против, они считают, что платить пособия надо всем”, – рассказал Топилин.
По мнению министра труда и соцзащиты в средних профессиональных и высших учебных заведениях обязательно должны быть практические занятия, а тема модернизации уроков труда в школах является предметом постоянного обсуждения с министерством образования.
“И проходить они должны на современном оборудовании, а требования к ним должны устанавливаться законодательно”, – заявил он.
По словам Топилина вместо подачи заявки на подготовку кадров министерству образования, существует система разработки профстандартов.
“Всего разработано и утверждено более 1100 профстандартов. И работа продолжается: по нашей оценке, количество профстандартов должно быть 2 – 2,5 тысячи”, – рассказал он.
В процессе этого, по словам министра, появляются и новые профессии.
“Сейчас, например, активно развивается цифровая экономика, и она как создает новые профессии, так добавляет новые компетенции уже существующим профессиям. Например, программирование – специалистам ряда рабочих специальностей”, – пояснил Максим Топилин.
Однако он подчеркнул, что иногда даже профсообщество “не может четко сформулировать на бумаге, какие требования должны будут предъявляться к представителям тех или иных профессий в связи с появлением в нашей жизни IT-технологий”.
По убеждению министра трудовые книжки не должны стать электронными.
“Зачем одно менять на другое? Или вы имеете в виду, что должен появиться защищенный электронный ресурс, где бы фиксировались все данные о работниках? К этому надо стремиться”, – согласился он.
Топилин, однако, отметил, что законодательства об архивном деле в электронном виде пока нет, технологии защиты персональных данных несовершенны, а работники и профсоюзы не готовы отказываться от бумажных документов, в том числе трудовых книжек.
“Хочется, чтобы граждане понимали, что от их страхового стажа зависят их будущие пенсии”, – заявил Топилин.
По его словам уже в 2017 году были случаи, когда Пенсионный фонд был вынужден отказать людям в назначении страховой пенсии по старости из-за того, что им не хватило страхового стажа и пенсионных баллов.
“Таким людям назначается социальная пенсия. И если ее размер ниже прожиточного минимума, то им сделают доплату и “дотянут” пенсию. Но хочу заметить, что сейчас средняя страховая пенсия по старости по стране более чем в полтора раза (в 1,65 раза) выше прожиточного минимума пенсионера. И в дальнейшем она будет увеличиваться”, – отметил он.
Министр рассказал, что средства на пособия для поддержки семей и рождаемости предусмотрены в бюджете.
“Всего на поддержку семей и рождаемости – 530 миллиардов на три года, это на пособия, на субсидирование ипотеки, на строительство яслей. К закону о пособиях мы приняли все подзаконные акты, в том числе по распределению средств регионам”, – рассказал Максим Топилин.
По его словам спрогнозировать количество детей, которые родятся благодаря этим мерам, невозможно.
“Это трудно спрогнозировать, ни один демограф не даст точного прогноза. Никто не рожает детей в надежде на пособие. Хотя, конечно, есть семьи, которые откладывали рождение, скажем, из-за материальной нестабильности. Теперь им будет проще принять решение о рождении ребенка”, – считает министр труда и соцзащиты.