Мыслями об ожиданиях от проходящего в Москве Архиерейского Собора с корреспондентом "Правмира" поделился митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации.
Все вопросы, которые Святейший Патриарх и архипастыри поднимают на Соборе, касаются меня и как члена Верховного Высшего Совета, и как епархиального архиерея. И у меня впечатление, что Собор не пафосный, хотя посвящен очень серьезной теме – воспоминанию столетия восстановления патриаршества. Наряду с празднованием этой даты, очень важной для Русской Церкви, обсуждаются текущие вопросы – и, пожалуй, это самое главное. То есть не просто выслушиваются какие-то доклады, а идет открытая живая дискуссия, что очень радует.
Для меня насущный вопрос – это вопрос образования. Святейший высказал свое мнение о том, как он видит развитие религиозного образования в Русской Православной Церкви, а я сидел и думал, что что-то у нас недоделано и где-то надо поработать усиленно. Доклад Святейшего – это не просто слово о том, что “ребята, вы хорошо работали”. Нет, это проблематика, которую нужно отрабатывать дальше в направлении религиозного образования – это и дошкольное, и школьное образование, и православные гимназии, и детские сады, и взаимодействие со светской общеобразовательной школой, это работа с подростками, это воскресные школы, это летние лагеря и так далее – вся система образования.
На мой взгляд, религиозное и светское образование друг без друга друга существовать не могут, это две составные части, две полусферы образования. Если человек не имеет представления о своей традиционной религии, то нельзя считать его всесторонне образованным. Точно также если у человека религиозного “хромает” светская часть, то можно сказать, что это необразованный человек.
Я думаю, что мы к этому взаимодействию придем и с помощью развития основ религиозной культуры и светской этики или новой предметной области, которая сейчас уже прописана и существует – это “Основы духовно-нравственной культуры народов России”. Эти предметы коренным образом будут отличаться и по содержательной части, и по уровню реализации от обычной школьной ситуации, потому что религиозная культура – это разговор о жизни, о традиции. Это не физика, не химия, не математика, это очень глубокие жизненные вопросы. О жизни нельзя говорить стандартно.