Третье воскресенье Великого поста, неделя Крестопоклонная. Следующие дни пройдут под знаком Креста Господня: многие верующие постараются строже поститься, по возможности – чаще бывать на службах или хотя бы заходить в храм, чтобы поклониться Кресту Господню. Подходящее время для размышлений о сути главного символа нашего спасения.
Упоминание о святости орудия казни Господа Иисуса Христа встречается уже у апостола Павла: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал.6:14).
Священномученик Игнатий Богоносец, ученик апостола Иоанна Богослова, в начале II века пишет ефесянам: «Вы возноситесь на высоту орудием Иисуса Христа, то есть крестом».
Первые дошедшие до нас графические изображения креста относятся к концу II – началу III в. – так называемые ставрограммы (изображения креста в виде наложенных друг на друга букв «тау» и «ро») – священный символ, буква в тексте, указывающая на распятие Христово.
Конец II – середина III века – по свидетельству Тертуллиана, христиане изображают крест и налагают на себя крестное знамение, причем это уже сложившаяся практика.
Начало IV века – Крест Константина (монограмма в виде наложенных друг на друга букв «хи» и «ро»), в дальнейшем – с поперечной перекладиной. С этого момента изображение креста становится общеупотребимым.
Тот же Тертуллиан поясняет, что крест изображает Христа: христиане считают его «выразительным знаком Искупителя, несмотря на то, что не имел никаких других украшений, ни головы, ни фигуры». Таким образом, крест – это простейшая икона. Христианское богословие иконы было окончательно сформировано к VII Вселенскому собору, VIII век.
Обращение к Кресту можно сравнить с художественным приемом – олицетворением, когда на неживые предметы переносят качества и действия одушевленных предметов. В данном случае, наоборот, действия Христа переносятся на Его Крест, представляющий собой икону и образ Спасителя и Его искупительного подвига.
Действительно, σταυρός переводится как столб, но он мог иметь разные формы и дополнительные элементы. Сам по себе «столб», вертикальная стойка, стоял на месте. Казнить могли и на стойке, к которой привязывали или прибивали осужденных, но часто их заставляли нести орудие своей казни самостоятельно – перекладину, используемую как дополнительную пытку, потому что прибитые руки были постоянно напряжены. Согласно Писанию, Христос нес Свой крест на Голгофу Сам – речь ведется об этой самой перекладине, по-латински patibulum.
Много десятилетий ведется спор о форме креста Господня: имел ли он форму буквы «Т» (то есть «ставрос» увенчивался patibulum-ом) или именно креста? Судя по тому, что над головой Спасителя была прибита дополнительная табличка (см.Мф.27:37) – это был именно крест.
Согласно подсчетам ученых, объем стандартного римского креста не превышал 1,8 млн мм3. Объем зафиксированных фрагментов Креста – около 4 млн мм3.
Частицы креста, как правило, представляют собой совсем небольшие щепочки, иногда почти стружки, бережно сохраненные в реликвариях. Самая крупная частица Животворящего Креста, тоже крестообразная, находится в храме Гроба Господня, длина каждой перекладины – меньше 15 см.
Историческая причина: примерно в этот период, в середине Великого поста, в 631 году Крест Господень был возвращен в Иерусалим, откуда за пятнадцать лет до этого был вывезен персами. После победы Византии святыня снова оказалась в Иерусалиме, и празднование этого события было установлено в третье воскресенье Четыредесятницы.
Вторая причина относится скорее к драматургии Великого поста. Мы прошли почти половину пути до Страстей Христовых. Среда после Крестопоклонного воскресенья – уже «преполовение Четыредесятницы», то есть середина. Крест напоминает нам о сути нашего небольшого подвига.