Зимой 1878 года на антикварных рынках Индии стали появляться очень древние золотые и серебряные монеты с надписями, которые говорили о том, что одни из них были изготовлены в древней Греции, другие – в Иране, третьи – в Бактрии (нынешняя Средняя Азия). Однако торговцы древностями клялись, что все эти монеты были найдены далеко на севере, у реки Амударья, в развалинах какого-то древнего города.
В последующие три года оттуда не раз привозили сотни таких же монет, множество золотых и серебряных украшений, золотые пластины, статуэтки, сосуды с изображением людей и животных. Англичане, а основными покупателями сокровищ были именно они, стали проявлять огромный Интерес к артефактам. Находили людей, которые доставляли товар и хитростью или обманом выведывали у них нужную информацию.
Рассказ бухарского купца
«Из Бухары вышел караван трех местных купцов. Мы держали путь в Индию, чтобы купить там чай и пряностей. Такой товар имел большой Спрос на базарах Бухары и Хивы.
Наш путь пролегал через Кобадиан – небольшой город, расположенный недалеко от Термеза и реки Амударьи. здесь мы узнали неприятную новость: за рекой афганские пограничники отнимают все деньги у проезжих купцов. Так по воле судьбы нам пришлось задержаться там и однажды в разговоре с местными таджиками мы узнали интересную историю. Оказалось, несколько лет назад местные жители нашли здесь клад. Как нашли? Да очень просто. Одному пастуху во сне явился старец в богатом халате и чалме, с белой бородой и указал место. На утро пастух отправился туда и возле развалин древнего городища, на берегу реки, нашел золотые предметы. Их подмыло водой, и они сверкали на песке. Какое-то время все удавалось сохранить в тайне, но вскоре кто-то из родственников пастуха проболтался. Весть о сокровищах мгновенно разнеслась по всему кишлаку. люди кинулись искать – и тоже стали находить золотые вещи. Это были старинные украшения, совершенно не похожие на мусульманские, а также посуда, множество статуэток людей и животных, пластины с изображениями царей и воинов в странных нарядах.
Мы выкупили у местных сокровища почти за бесценок, ведь в Кобадиане жили очень бедно».
В пещере разбойников
Купцы потирали руки – они прекрасно знали цену этим вещам, ведь их охотно покупали англичане в Индии. Но тут случилось непредвиденное.
Однажды, когда караван с золотом уже достиг границ Индии, путь ему преградили разбойники. Охрану быстро разоружили, а купцов связали и бросили в пещеру.
Но одному слуге ночью удалось сбежать. Он добрался до английской резиденции и рассказал капитану Бертону о случившемся. капитан с двумя солдатами направился к пещере. Завязалась потасовка, в результате которой разбойникам все-таки удалось бежать, прихватив с собой большую часть награбленного.
Англичане освободили купцов и привели их в деревню Сех-Баба. капитан Бертон собрал местных жителей и объявил, что двинет свои войска против них, если воры (а это, безусловно был кто-то их местных) не отдадут золото. На следующий день грабители вернули драгоценности купцам и те отправились в путь.
Бесценные экспонаты
Не известно, как это произошло, но в дальнейшем клад попал к перекупщикам. Они, в надежде заработать побольше денег, сделали золотые копии древних артефактов. Однако подделку обнаружил известный коллекционер – генерал Кеннингем. Он надавил на преступников, да так умело, что те, дабы избежать тюрьмы, продали ему подлинники.
Позже клад попал к другому коллекционеру, У. Френку, и лишь из его частной коллекции перешел в Британский музей Лондона, где и получил название «Амударьинский клад». естественно, часть клада была утеряна, и до нас дошло 180 драгоценных предметов (в основном золотых) и 1500 монет возрастом 2,5 тысячи лет.
В поисках золотого идола
В конце XIX века в Кобадиан отправился генерал Николай Маев – путешественник, редактор первой русской газеты в Средней Азии «Туркестанские ведомости». Он хотел изучить историю амударьинского клада, и ему это удалось. Он установил, что клад был найден на развалинах древнего городища Тахты-Куват. А в своих дневниках генерал писал: «Сопровождавшие нас туземцы рассказали, что в этих развалинах прежде находили древние сокровища. Однажды даже нашли в груде мусора вылитого из золота тигра и другие золотые вещи. Все они были проданы в Бадахшан индийцам за высокую цену».
Через год в поисках сокровища туда отправился другой русский офицер Николай Поколотило. На лошади он добрался до городища Тахти-Кувад и вот что рассказал: «Несмотря на пустынность места, там постоянно копаются несколько десятков человек, отыскивая клады: по преданию, какой-то человек закопал там золотого идола в рост человека». Поколотило потратил немало времени на поиски золотого идола, но так ничего и не нашел.
Российские ученные сочли историю о золотом человеке легендой и не придали ей значения. А вот местный бек заинтересовался ею всерьез и запретил чужакам самовольные раскопки. Он сам организовал поиск сокровищ, но вскоре отказался от этой затеи, так как его люди ничего не нашли. Тогда он нашел другой способ извлечь выгоду и стал продавать Право на поиски сокровищ. К удивлению бека люди опять стали находить золотые изделия. Найденное золото продавали купцам и армейским офицерам в Афганистане, а те перепродавали его англичанам.
Кто хозяин?
Таинственность этой находки заключается в том, что в городище Тахты-Куват оказались собраны изделия, создававшиеся на протяжении пяти веков в разных частях света: в Греции, Иране, Бактрии. В кладе имеются предметы времен древних иранских царей Ахменидов, потом Македонского и его приемников. Последние предметы клада относятся ко II в. до н. э. Но почему все они оказались в одном месте? Кто на протяжении пяти веков собирал их?
Ученые надеялись получить ответ, изучая золотые таблички. На многих из них изображены зороастрийцы во время жертвоприношения. Следовательно, эти сокровища могли принадлежать какому-нибудь богатому храму в Бактрии. Верующие часто совершали подношения храмам, среди пожертвований были и золотые украшения. Но исследователей смущает: не многовато ли золота для одного храма?
У историка Е. Кузьминой имеется своя версия о происхождении амударьинского клада. По ее словам, это могли быть предметы из сокровищницы царского рода Бактрии. Свидетельство тому – изображения людей в царских одеяниях с короной, которые выступают и в роли жрецов.
По мнению других исследователей, большинство изделий были изготовлены в Греции и Иране, а затем завезены в Бактрию. Ведь сходные по стилю предметы находили археологи в скифских курганах Причерноморья, откуда были родом предки бактрийцев. правда, тогда их называли… арийцами.
Им нет цены
Уникальность предметов амударьинского клада не в том, что они созданы из золота, а в том, что они являются редчайшими историческими экспонатами, которые прежде нигде не встречались. А потому им попросту нет цены.
На статуэтках и пластинах видны лица, прически, одежда, оружие и даже обычаи зороастрийцев. Золотые фигурки изображают царей, жрецов и воинов. У некоторых носы прямые, как у греков, у других – с горбинкой, как у современных памирцев.
Встречаются и вылитые фигурки разных животных, колесниц, бляшки и много украшений: кольца, браслеты, диадемы. Особенно интересны золотые пластины с изображением людей, которые по одежде похожи на бактрийцев. Они одеты в кафтаны, мягкие сапоги и брюки, а в руках почему-то держат цветы и прутья, какие используются для лозоходства. Многие работы выполнены на высочайшем художественном уровне для того времени.
Макс МАСЛИН
Ступени №1 (январь)/2018
Источник: ufospace.net