Зачем приходят креститься взрослые люди, в чем смысл исповедальной беседы и какие неслучайные встречи происходят рядом с таинством – рассказывает священник Андрей Мизюк.
Священник Андрей Мизюк. Фото:Ивана Привалова / eparhia-saratov
Уже, кажется, восемь лет я сослужу в больших массовых крещениях взрослых людей. Служба Крещальной литургии была когда-то введена митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином Великим постом накануне богослужения Великой Субботы и существует по сегодняшний день. Впрочем, совершаются крещения не только в Великую Субботу, но и 1-2 раза в месяц в обычные субботние дни.
Чаще всего эти крещения проводятся в кафедральном соборе, где взрослых людей крестит митрополит, по окончанию же чина крещения все, только что крестившиеся, проходят в храм, где участвуют в Литургии и причащаются Святых Христовых тайн.
Креститься приходят разные люди. Возраст здесь не имеет значения, хотя совсем детей все-таки крестят по старинке обычным, привычным чином в приходских храмах, а к нам приходят уже взрослые. Чаще всего это люди от 25 до 40 лет, хотя, конечно же, крестятся и подростки от 13 лет, ну и люди пожилые.
В мою задачу входит совершение накануне самой Крещальной литургии Чина оглашения и исповедальной беседы. То есть привычное Чинопоследование Таинства Крещения как бы разделяется на два дня. Вечером совершается та часть, в которой крещаемым нарекаются имена, прочитываются молитвы запрещения, отречение от сатаны и сочетание Христу, проходит исповедальная беседа с каждым желающим принять крещение. Должен сказать, что это не простое испытание и для меня самого.
Исповедальная беседа не является полноценной исповедью, но все же это откровенный и честный разговор, в котором открывается жизнь человека, а еще это возможность понять, что для человека значит само Крещение и почему он принял решение креститься.
Бытует мнение, что всех тех, кого не крестили в годы советские, покрестили в 90-е, когда в храмах тоже были массовые крещения. Впрочем, это не совсем так. К сожалению, 25-30 лет назад массовые крещения были некой данью возникшему тогда интересу к жизни Церкви, совершались они, как и в советские годы, по желанию, никаких бесед перед крещением и уж тем более какой-то подготовки точно не было, но не было и запрещено, а значит, это было зачем-то нужно. С этой проблемой, когда «зачем-то нужно», мы сталкиваемся до сих пор, когда приходящие крестить своих детей люди негативно относятся к необходимости пройти огласительные беседы. Ну и, конечно же, крестили в те 90-е годы далеко не всех.
Очень часто, беседуя со взрослым, зрелым человеком, которому уже за сорок, я узнаю, что ему совсем не хотелось в те годы идти креститься лишь по причине, что «я русский, а значит, крещеный и православный», поэтому для кого-то массовость совсем не являлась аргументом и, наоборот, даже отталкивала.
Люди помоложе, которые только родились в 90-е годы и не были крещены во младенчестве (как правило, их больше всего), тоже воспитывались в семьях, где отношение к вере чаще всего было равнодушным, а порой и негативным. Эти взрослые дети иногда крестятся со своими родителями.
А еще есть дети из смешанных браков, где родители являлись и являются представителями разных этнических и религиозных традиций. Верующих там тоже не было, но родители чаще всего оставляли право выбрать и определиться в религиозной традиции своим детям, когда те уже вырастут. Должен сказать, что это очень хорошее и мудрое решение.
Иногда и в наших «крещеных» семьях знание и понимание смысла Таинства Крещения таково, что лучше бы мама и папа позволили своим детям самим определиться, зачем и как им верить.
Это лучше, чем делать Крещение поводом для посиделок в кафе или же сбором многочисленных родственников, а уж тем более намного честнее, чем выдумывать совершенно немыслимые поводы наподобие «чтобы был здоров, чтобы темноты не боялся и лучше спал».
Крещение никогда не было и не станет ящиком для записок с пожеланиями. Наоборот, такое отношение к Таинству чаще всего заканчивается тем, что лет через 15 разгневанный подросток приходит в храм и просит его раскрестить, потому что ему не нужно никакого христианства и его мнения никто не спрашивал. Такие случаи, к сожалению, тоже не редкость.
Мы проводим небольшую беседу, знакомимся, иногда это бывает сложный разговор, потому что даже прошедший обязательные беседы человек далеко не всегда сам до конца осознает причины и цели, а иногда честно признается, что вот жена, или мать, или сестра хотели бы. И вот тогда уместен вопрос о том, что хотел бы сам человек и готов ли он принести Богу обещание доброй совести. Иногда человек принимает решение такое Крещение отложить или же перенести на другое время.
На следующий день, если это крещение не в самом храме, мы снова собираемся и едем уже за город, где рано утром на одном из городских пляжей, когда почти никого еще нет, мы совершаем само Таинство Крещения и миропомазания.
Священник, облаченный в епитрахиль, поручи и фелонь, проходит в воду, а вслед за ним идут те, кто принимает крещение.
Произносится крещальная формула, и на берег возвращается уже другой человек.
После омовения мира и пострижения волос группа крещеных людей на автобусе отправляется в храм, чтобы принять участие в Литургии. После Литургии новопросвещенных христиан ждет трапеза, а также вручение свидетельств о крещении.
Крещения на Волге совершаются уже несколько лет. И, кстати, в таких крещениях принимают участие больше всего людей, как правило до сорока человек, а иногда и больше. Вот и в этом году в Таинстве Крещения на Волге участвовало 39 человек. Но, наверное, впервые за все эти годы это событие было наполнено для меня множеством удивительных и неожиданных встреч, в которых я опять увидел ту самую простую и так часто забываемую нами в повседневности правду о неслучайности случайностей.
Есть человек, с которым я учился почти 20 лет назад в одной школе, в параллельных классах, и с которым все эти годы мы не виделись. Как и почему так случилось, что именно в этих обстоятельствах мы снова встретились и, кстати, узнали друг друга – известно одному Богу. Впрочем, оказалось, что и это не простой случай из тех, которые являются самыми обыденными. У Александра недавно родила супруга, и его новорожденные дети-близнецы находятся в реанимации.
Долгие годы без детей сподвигли человека к переосмыслению своей жизни, его крещение стало итогом долгого пути размышлений, сомнений, поисков. Через несколько дней после его Крещения мы покрестили его мальчишек в перинатальном центре.
Однажды, почти пятнадцать лет назад, моя жена, только воцерковившаяся, подарила крестик своей некрещеной однокурснице в университете. И вот, как оказалось, Саша, ее однокурсница, тоже крестилась в этот раз, и надевали на нее как раз тот самый, когда-то давно подаренный моей женой, крестик. А еще скоро будем крестить уже Сашину дочку. Удивительно, но вот тот самый крестик, тихий и скромный подарок, прошел через все эти годы вместе с этой девушкой, задолго до того, как я познакомился с женой, как рукоположился, как сама Саша, через многие испытания и даже препятствия, решилась на этот важный шаг.
А еще в этот раз крестился супруг нашей прихожанки Маши. Лет шесть назад она овдовела, ее первый муж скоропостижно скончался, и эта потеря была для нее настоящим, тяжелым ударом. Я до сих пор помню эти тяжелые и долгие беседы той холодной и серой зимой, то молчание, с которым мы иногда просто сидели на скамейке в храме, то, как переживала вместе с ней эту боль ее мать. Потом были месяцы и годы проживания и принятия, и все-таки Господь не оставил наши просьбы и горестные воздыхания, и перемены в жизни произошли.
От кого-то я слышал, что Маша второй раз вышла замуж, но все-таки было удивительно встретить ее в том загородном храме среди многих людей и узнать, что сегодня крестился ее супруг. Так с рождением нового человека появлялась и новая малая Церковь, и очень хочется, чтобы с этим прекрасным устроением жизни не пришла вдруг и другая, ложная успокоенность. Та, которая приходит ко многим, кто крестился по незнанию или же по какому-то своему разумению, с какой-то совершенно иной, отличной от евангельской, целью. Не в жизнь вечную и оставление грехов, а «чтобы было, чтобы исполнилось…».
А еще рядом с храмом на скамейке сидела женщина, у которой я не спросил имени, да и не важно это, в общем, потому что и она сюда прямо почти накануне родов приехала поддержать мужа, который в этот день принимал крещение. И тоже спустя годы размышлений, выбора, сомнений и многих вопросов, а теперь уже точно понимая и зная зачем. И все эти люди были в тот день у одной Чаши, все они были одного Духа.
А я, возвращаясь домой, думал о том, что скажи мне кто-нибудь лет двадцать назад, что я буду священником и буду крестить приятеля из параллельного класса, его детей и однокурсницу своей будущей жены, то, наверное, я бы подумал, что меня с кем-то случайно спутали.
Случайно. Но подозреваю, что случайности перестали происходить в моей жизни ровно в тот день, когда меня в два с небольшим года крестили в храме, где потом спустя четверть века меня рукоположили и я сам стал крестить людей.
Не знаю, случайно ли…