Как “собор” о единстве ведет к новым расколам на Украине

24.12.2018 18:32 0

Как “собор” о единстве ведет к новым расколам на Украине

“Объединительный” собор сторонников автокефальной православной церкви в Украине не привел к разрядке церковной напряженности. Ход событий лишний раз доказывает, что истинная цель нынешних украинских властей - не преодоление расколов в украинском православии, а уничтожение самой большой в стране УПЦ, чье духовенство в массе своей не изменило клятве верности Церкви и не присоединилось к раскольникам, из которых сегодня президент Украины Петр Порошенко собирает новую церковную организацию, полностью зависимую от Константинопольского патриархата.

Кесарю Богово

Состоявшийся 15 декабря “собор” избрал предстоятелем новой независимой от российской патриархии ”церкви” 39-летнего “епископа” неканонического Киевского патриархата Епифания, которого в церковных кругах называют ставленником главы этой группы – бывшего митрополита УПЦ Филарета.

Новая церковная организация получила название “Православная церковь в Украине” (ПЦУ) и, как заявлено, включает “Киевский патриархат” (КП) и так называемую Украинскую автокефальную православную церковь (УАПЦ). Как уже объявил президент Порошенко, в канун православного Рождества Христова вместе с Епифанием он прибудет на Фанар (исторический район Стамбула, где находится резиденция Вселенского патриарха) за томосом об автокефалии.

В речах Порошенко повторяется тезис о “единой церкви”, создание которой указом завершит Константинопольский патриархат. Но серьезная проблема для украинского президента, что этого самого единства даже среди автокефалистов нет. И то, что Порошенко приходится признавать наличие противоречий, только подчеркивает их глубину.

На пресс-конференции, организованной следом за “собором”, украинский президент заявил, что переговоры о проведении этого собрания (вероятно, между Вселенским патриархом и “Киевским патриархатом”) несколько раз оказывались на грани срыва.

“У нас было как минимум пять случаев, когда переговоры о проведении “собора” заходили в тупик. И выход находили с моим участием… Когда кое-кто собирался покидать собор и считал, что выхода из ситуации нет…” – рассказал Порошенко, правда, не уточнив кого конкретно он имеет в виду.

Себе президент ставит этот случай в заслугу (вмешательства в церковные дела он давно не стесняется), однако это признание очевидных разногласий внутри автокефального лобби, сдерживаемых лишь волею Порошенко.

Уйти с “собора” со скандалом хотела группа влияния Филарета внутри КП. Таким образом она шантажировала власть и другие группы влияния в интересах своего ставленника Епифания. Фактически его конкурента “митрополита Луцкого и Волынского” Михаила заставили отказаться от участия во втором туре выборов “предстоятеля”, тем самым обеспечив победу креатуры Филарета над ставленником самого Порошенко – перебежчиком из УПЦ митрополитом Симеоном, которого по решению Синода уволили и запретили в священнослужении.

Но Михаил отыгрался после “собора”, сделав на пресс-конференции заявление об “изнанке” выборов и желании все равно занять предстоятельский трон.

И это плохой сигнал для окружения Филарета и, конечно, для Порошенко, делающего на новую церковь главную ставку в будущей президентской кампании. “Михаил не оставляет надежды, что займет место предстоятеля новой “церкви”. Фанар сумел “сбить” Филарета, однако прошел Епифаний, близкий к главе КП.

Если он захочет больше независимости, чем готов дать Вселенский патриархат, не исключено, что там сделают ставку на Михаила и других недовольных результатами выборов “иерархов”. И старые конфликты в КП получат подпитку”, – комментирует киевский политолог Алексей Якубин.

Фанар сердится

Впрочем, поводы для недовольства Фанара могут найтись и другие. “Киевский патриархат” и УАПЦ официально объявили о самороспуске, прежде чем войти в состав новой церковной организации ПЦУ. Однако далее не сообщалось о начале юридической процедуры их ликвидации. Непонятно, когда начнется и как будет вестись перерегистрация приходов.

Некоторые считают, что от темы нарочно уводят общественное внимание ради сохранения неканонических структур на тот случай, если дружбы с Вселенским патриархатом не получится или главный лоббист автокефалии Порошенко проиграет выборы (и новая церковная организация останется без поддержки власти, во всяком случае на нынешнем беспрецедентном уровне).

“Фанару этот вариант однозначно не понравится. Варфоломей (Вселенский патриарх – ред.) вряд ли оставит факт сохранения “Киевского патриархата” и УАПЦ без внимания. К тому же все они – заложники своего дискурса об “единой” церкви. С другой стороны, ликвидацию можно и затянуть, чтобы посмотреть на меняющуюся политическую конъюнктуру…” – размышляет политолог Якубин.

Но, если учесть разговоры о желании Вселенского патриархата обзавестись собственными объектами на территории Украины, в том числе за счет КП, то “запасной аэродром” вполне может пригодиться.

Дрова для выборов

Очевидно, что предохранителем от погружения в раздоры снова будет Администрация президента Порошенко. Ее другой задачей остается разгром УПЦ, сравнения с которой не выдерживает создаваемая “церковь”. Согласно официальным данным, количество приходов в УПЦ насчитывается 12 тыс, в которых служат 10 тыс священнослужителей. А КП до объединения имел 4,7 тыс. храмов и 3,4 тыс. священников, УАПЦ – 1 тысяча приходов и только 700 священнослужителей. Даже объединившись в одну церковную организацию, обе структуры значительно проигрывают во влиянии УПЦ. По монастырям разница еще серьезнее.

До “собора” расколоть или хотя бы отколоть часть клира УПЦ до “собора” не получилось. Тогда автокефальное лобби во главе с Порошенко вытащило давно подготовленный сценарий о насильном переименовании Церкви через парламент.

За такое решение проголосовало 240 депутатов от правящих партий и лояльные к власти парламентарии. По их логике УПЦ должна официально называться экзархатом РПЦ в Украине, ведь, как утверждают авторы идеи, ее центр управления находится в Москве. Правда, в уставе УПЦ говорится обратное: она управляется из Киева Священным синодом и архиерейским собором УПЦ. Кроме того, УПЦ еще в 1990 году получила томос о независимости. Поэтому принятый Верховной Радой закон ее не касается, но с его помощью хотят-де надавить на Церковь, нарушая Конституцию.

В УПЦ прекрасно понимают, что принимался указанный закон с очевидной целью ее дискредитации в глазах прихожан. Насколько это выполнимо – вопрос, ведь и духовное единство с РПЦ для верующих никогда не было секретом. И не привело к серьезному оттоку приходов даже на Западной Украине, где не испытывают к России теплых чувств.

Есть и другое объяснение, что это просто попытка сформировать общественное мнение перед принятием другого закона о смене церковной юрисдикции общин, более известного как закон о церковном рейдерстве. Он нужен для насильственного перевода приходов в ПЦУ.

Времени до выборов президента остается немного, и Порошенко приходится спешить. А в спешке можно наломать дров, но кто об этом задумывается в борьбе за власть?

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Как много зарабатывать в онлайн-казино? Автоматы на реальные деньги Священники РПЦ сообщили о проблемах с получением греческих виз В Калининградской области РПЦ сделает православным храмом прототип потсдамской Фриденскирхе Большой выбор церковной утвари по выгодным ценам

Православная лента