Есть ли жизнь после томоса?

14.12.2018 8:10 2

Есть ли жизнь после томоса?

Украина замерла в ожидании так называемого «объединительного церковного собора», запланированного на 15 декабря в Киеве. По замыслу его организаторов, собор должен стать предпоследней ступенькой к осуществлению проекта об автокефалии, лелеемого светской властью (а конкретно – украинским президентом Петром Порошенко), а также Вселенским Патриархатом во главе с Патриархом Варфоломеем и непризнанными «церквями» на Украине.

На этом съезде, под который отводят древний храм Святой Софии, задумано утвердить устав нового объединенного церковного образования и избрать его «предстоятеля». Правда, к дате стороны подходят в разногласиях, которые наверняка выльются в скандалы на самом соборе. Но под давлением Порошенко дело, вероятнее всего, дойдет до конкретных решений, которые Константинопольский Патриархат поспешит одобрить.

Поэтому давайте разберемся, какие последствия они несут для «церквей» и канонической Украинской Православной Церкви (УПЦ) во главе с Блаженнейшим Онуфрием.

Есть ли жизнь после томоса?

Митрополит Онуфрий. Фото: news.church.ua

За несколько дней до собора главный лоббист томоса об автокефалии – Администрация президента Украины – даже не пытается играть в демократию и конституционные права. Явно по ее указке руководители областных администраций встречаются с правящими архиереями УПЦ, чтобы вручить им приглашения Патриарха Варфоломея на декабрьский собор.

Первым в УПЦ такое письмо получил митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, но из-за его содержания, полного ультиматумов, вернул его на Фанар (исторический район, где находится резиденция Константинопольского Патриарха).

По примеру Блаженнейшего владыки стали поступать и епископы, на имя которых Вселенский Патриархат прислал аналогичные приглашения.

Есть ли жизнь после томоса?

Алексей Якубин

Для администрации Порошенко ситуация с корреспонденцией Варфоломея стала поводом снова надавить на епископат УПЦ, который в большинстве своем отказывается играть в президентскую игру с томосом.

«Банковая (неофициальное прозвище Администрации президента Украины от имени улицы, на которой она находится – ред.) хочет, чтобы на этом соборе было как можно больше иерархов Украинской Православной Церкви», – объясняет киевский политолог Алексей Якубин. Но, по сведениям из Церкви, готовы к сотрудничеству с властью и раскольниками только единицы.

Маневры Филарета

Неуступчивость духовенства УПЦ остается главной, но не единственной проблемой для Порошенко. Узнав, на каких условиях готов дать томос Константинопольский Патриарх, непризнанный “Киевский патриархат” встал в позу.

Судя по официальным заявлениям и сообщениям в соцсетях его спикеров, «церкви» бывшего митрополита Филарета не понравились два момента в процедуре самого объединительного собора.

Во-первых, Вселенский Патриархат требует участия, помимо архиереев украинских «церквей», мирян и простого духовенства. А «Киевский патриархат» говорит только о праве голоса для епископата, и это понятно, ведь 40 «иерархов» дают Филарету очевидное преимущество при голосовании за будущего предстоятеля. Он сможет избрать наиболее лояльную к себе фигуру или вообще внести свою кандидатуру и выиграть «выборы», проигнорировав мнение не жалующего его Константинополя.

Филарет. Фото: president.gov.ua

«Сам Филарет и его окружение по-прежнему желают возглавить новую церковную структуру», – комментирует политолог Якубин. Но голоса участников собора из числа верующих и священников меняют расклад не в их пользу. Впрочем, в церковных кругах ходят разговоры, что Филарет и Макарий (глава непризнанной «Украинской автокефальной православной церкви») якобы отправили Варфоломею письма с отказом выдвигаться на пост предстоятеля.

Во-вторых, голосование, по мнению Фанара, должно быть закрытым, тогда как в «Киевском патриархате» хотят открытого – очевидно, чтобы знать о выборе своих делегатов.

Есть ли жизнь после томоса?

Евстратий Зоря

«Как участники собора мы с очевидностью вправе вносить свои предложения, аргументировать и поддерживать их», – написал на своей странице в фейсбуке пресс-секретарь «Киевского патриархата» Евстратий Зоря.

А Филарет пригрозил: если с мнением «Киевского патриархата» не будут считаться, он и его сторонники могут помешать успешному проведению объединительного собора.

«Если это (условия Константинопольского Патриархата – ред.) будет нам полезно – мы примем, а если будет неполезно ни нам, ни государству, ни украинской церкви – мы просто не проголосуем и отвергнем», – заявил глава непризнанной «церкви».

В «Киевском патриархате» провели архиерейский собор 13 декабря, на котором якобы утвердили кандидатуру на пост предстоятеля и согласовали свой вариант устава будущей «церкви» на основе редакции Вселенского Патриархата. На ком остановился выбор и что в уставе – не говорят. И это позволит дальше торговаться. Но другие группы в автокефальном лобби уже предупредили: если филаретовцы не пойдут на попятную, их обвинят в срыве объединительного собора. Но, как считает политолог Якубин, Администрация президента сделает все, чтобы усмирить «Киевский патриархат» к дате проведения или даже в ходе самого собора. Поэтому советник президента Украины Ростислав Павленко, ответственный на Банковой за сношения с Вселенским Патриархатом, дает уклончивые ответы на вопрос о продолжительности форума…

Пиар на религиозных чувствах

С высокой долей вероятности, однако, можно предположить, что Порошенко, который строит на автокефалии свою избирательную кампанию, додавит избрание на соборе некоего предстоятеля (имя для него – второстепенно), которому Варфоломей, скорее всего, на своих условиях, вручит некий документ, названный томосом об автокефалии.

Поэтому важно понять, как это отразится на УПЦ. Очевидно, что любые решения собора не будут признаны Церковью и на ее внутренний уклад не повлияют.

Есть ли жизнь после томоса?

Протоиерей Николай Данилевич

«Для нашей паствы они не будут означать ровным счетом ничего. Есть решение Священного Синода, который охарактеризовал этот «собор» как незаконное собрание», – подчеркнул заместитель главы Отдела внешних церковных связей УПЦ протоиерей Николай Данилевич.

Но собор может иметь серьезные последствия для УПЦ. «Наши оппоненты (сторонники автокефалии – ред.) не скрывают, что следующие год-два они посвятят тому, чтобы оторвать от Церкви как можно больше общин, священников и епископов. И это показывает как бы неполноценность создаваемой структуры, иначе откуда необходимость «стимулировать» переходы из УПЦ в новую «церковь»?.. На приходском уровне будут переходить храмы, прежде всего, в селах. Там обычно только одна церковь. Но следом будут делиться общины, и оставшаяся без храма часть начнет строить новый.

Такие примеры уже были… Как мы ожидаем, городских приходов перейдет меньшее количество. Зависит, конечно, от священника, роль которого в этом смысле будет очень велика», – говорит протоиерей Николай Данилевич.

Чтобы облегчить уход общин, власть, вероятно, вернется к идее принять закон, облегчающий общинам менять принадлежность к той или иной Церкви. Он даже получил прозвище закона о «церковном рейдерстве». В украинском парламенте давно лежит его проект. А вторым шагом будет принятие закона о насильственном изменении названия УПЦ на то, которое ей уготовят автокефалисты – вероятно, «Русская Православная Церковь в Украине». Что миллионы верующих станут чужими в собственной стране, автокефальное лобби не смущает…

Есть ли жизнь после томоса?

Фото: news.church.ua

По состоянию на 1 января 2018 года, УПЦ насчитывает более 12 тыс. приходов. Филарет надеется, что половина из них перейдет в автокефальный проект. «Киевский патриархат», по официальным данным, имеет 4,8 тыс. приходов, у «Украинской автокефальной православной церкви» – 1,2 тыс. Но, по всем наблюдениям, настроения в УПЦ отнюдь не панические. Вопреки угрозам и давлению властей, простые священники и епископы остаются верными Церкви, хотя ждут новых гонений.

Есть ли жизнь после томоса?

Архимандрит Алипий (Светличный)

«Да, будут давления, будут нападения “сознательных активистов”, будет травля и парад компроматов самых экзотических направлений. Все будет. Но стоит потерпеть. Потому что до конца претерпевший спасется. И павшее семя даст обильные всходы!» – написал в фейсбуке настоятель киевского храма святых апостолов Петра и Павла архимандрит Алипий (Светличный).

Ожидают изменений после собора и в «Киевском патриархате». Ожидания таковы, что томос откроет им возможность общаться с другими Православными Церквями и вообще христианским миром. «Для рядовых верующих, в первую очередь, изменится то состояние разделения, которое есть между православными – хотя не сразу, а в определенной перспективе», – надеется пресс-секретарь «Киевского патриархата» Евстратий Зоря.

Но очевидно, что УПЦ, не принимая решения Вселенского Патриархата и сам собор, по-прежнему будет отказывать прихожанам «Киевского патриархата» в таинствах. Объединительным собор является только в предвыборных речах Порошенко и его единомышленников в стихарях.

Есть ли жизнь после томоса?

Фото: president.gov.ua

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Ангарчанина направили в психбольницу за "враждебное отношение к иконе" Христиан назвали самой гонимой категорией верующих, местами притеснение граничит с геноцидом Почему лучше рожать детей в США? У мусульман наступил новый 1439-й год по хиджре Патриарх Кирилл узрел в гаджетах угрозу тотальной слежки и контроля

Православная лента