Говорить «я богат только грехами» — кощунство

02.12.2018 7:23 14

Говорить «я богат только грехами» — кощунство

«Господь создал вас по образу Своему и подобию, а вы этот образ и подобие низвели до копилки грехов. Разве такое может быть?» Проповедь протоиерея Александра Абрамова в неделю 27-ю по Пятидесятнице.

И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бóльшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

Лк. 12: 16—21

Говорить «я богат только грехами» — кощунство

Протоиерей Александр Абрамов

Сегодняшнее евангельское чтение — очень грустное и даже страшное повествование, потому что тот человек, о котором идет речь, ни в чем не виноват. У него были амбары и в них зерно. Зерна становилось больше, амбары нужны были просторнее.

И вот он думает: снесу одни, построю другие; буду собирать туда свою пшеницу. И все у меня есть; душа, радуйся, ешь, пей, веселись! И Бог ему говорит: безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе: а яже уготовал еси, кому будут? «Так бывает со всяким, — заключает Христос, — кто богатеет не в Бога».

Притчу же эту Христос сказал в пояснение Своего предостережения: Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения (Лк. 12: 15). «Не от избытка», — говорит об этом церковнославянский текст. А от чего жизнь зависит? Если мы не от своего избытка приобретаем жизнь, не от своих усилий, тогда где мы во всем этом сложном устройстве мироздания? Что это значит — мы просто песчинка? Означает ли это, что над нами все время производит действие Бог, а мы стоим и ждем этого действия или убегаем от него?

Есть много крайних позиций. Одна из них — и она часто встречается в Церкви — очень плохая, потому что нелепая и неискренняя: «Я ничем не богат, кроме своих грехов». Это неправда! Есть у человека и таланты, и дары, и способность любить, и способность принимать любовь и быть любимым, потому что это тоже дар. Есть у человека и не греховный избыток. Не только грехами богат человек!

И говорить, что «я богат только грехами», — кощунствовать против Бога. Потому что получается, что Господь создал вас по образу Своему и подобию, а вы этот образ и подобие низвели до копилки грехов. Разве такое может быть?

Выясняется, что человек и Бог не в состоянии быть без избытка друг друга. Христос говорит о вечной жизни: «Я дам вам жизнь, и дам в избытке». А зачем нам жизнь в избытке, если нам хватает и обычной? Жизнь в избытке — это жизнь бушующая, бурлящая, превосходящая всякое унылое человеческое ожидание, жизнь Царствия Небесного.

Вот мы по многим рассказам, по разным литературным произведениям очень часто представляем себе Царствие Небесное как нечто статичное, где все уже решено, остановилось и ничего не происходит. Я совершеннейшим образом убежден, что это не так. Что там как раз бушует жизнь в избытке, избавленная от греховной грязи и пены.

И чем в состоянии ответить человек? Тоже избытком. Не изобилием имения, не стремлением к нему, но богатением в Бога, чаянием избытка вечной жизни. От избытка сердца говорят уста (Мф. 12: 34). Избыток сердца — это когда человек не может не делиться счастьем от того, что он знает Бога и что Бог его непрерывно милует. От того, что у него есть хотя бы один-два-три близких человека, и с ними он уже сейчас способен разделить теплоту, которая напоминает, предвозвещает то, что будет в Царствии Небесном. Потому что человеческая теплота — это не просто какие-то отношения, возникшие на земле: человек не сводим к форме существования белковых тел, как нас пытались учить в свое время. Любовь человеческая, тепло, дружба, сердечность — наметки и знаки, сокрытые пока, кургузые, но уже знаки Царствия Небесного, имеющего явиться в силе.

Человек отвечает Богу избытком на избыток. Бог обещает избыток жизни вечной, человек отвечает способностью любить. Потому что способность любить и есть человеческий избыток.

Можно прожить всю жизнь, никого не любя, можно при этом считаться успешным человеком. Можно пройти всю жизнь по пунктирной линии, никогда никуда не сворачивая, не испытывая травм и страданий, но и взлетов и счастья тоже.

Человек способен на избыток, человек способен на ошибку, человек способен любить даже там и тогда, где будет, возможно, плохо и больно. Но он идет на это, потому что на этой дороге его ждет встреча с Богом. Бог абсолютно нерасчетлив. Бог темпераментен и импульсивен. Человек, любящий Бога, в какой-то степени Богу уподобляется, в своей религиозности он тоже темпераментен и импульсивен. А любовь есть первая религия человека, потому что Бог есть Любовь. Человек, способный любить другого, непременно полюбит Бога.

Из книги «Жаждущий пусть придет. Беседы на воскресные и праздничные евангельские чтения», вышедшей в издательстве «Никея»

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

"Такого человека в природе не существует": Тихон Шевкунов опроверг информацию СМИ о его роли "духовника" Путина Организация похорон в Уфе и РБ с большим перечнем услуг В Киеве открылся объединительный собор по созданию независимой от РПЦ украинской церкви В РПЦ верят, что ФСБ блокирует Telegram ради безопасности россиян и для борьбы с терроризмом Арабские страны разошлись во мнении, когда завершать месяц поста и отмечать Ид аль-Фитр

Православная лента