Мы празднуем годовщину Крещения Руси в обстановке острой политической напряженности, когда многих людей, прежде всего, интересует, как использовать это событие в своих текущих интересах, или как не дать его использовать противнику. Но Крещение - это то, перед чем текущие политические конфликты приобретают свой подлинный масштаб. Масштаб настолько небольшой, что кажется удивительным ослепление людей, которые посвящают свою жизнь борьбе за столь малые цели.
Сергей Худиев
Церковь укоренена в вечности. Она знает, что этот мир и его страсти – это что-то временное, преходящее. А вот Крещение принадлежит Вечному Царству, которое не разрушится.
История человеческих общностей – стран или даже цивилизаций – обычно возводится к тому или иному ключевому событию. Кровопролитной битве или переселению народа на новые земли. Воцарению династии или торжественной декларации – такой, как Декларация независимости США, например. Участниками и творцами этого события являются народные вожди, полководцы, политики, выдающиеся государственные мужи.
У истоков нашей, восточнославянской цивилизации лежит событие, которое является чем-то гораздо большим, чем просто исторический или культурный поворот. Наша цивилизация начинается не с войны, не с заселения новых земель, не с образования политического союза – она начинается с обретения истинной веры. Именно христианская вера, принятая от Восточной Римской Империи, созидает из рыхлого конгломерата славянских, финно-угорских и отчасти скандинавских племенных элементов один, новый народ, народ, который митрополит киевский Иларион в своем “слове о Законе и Благодати”, как и все его современники, называет русским.
Бессмысленно пытаться делить наших общих предков Х века по нынешним, совсем недавним национальным границам – современники святого князя Владимира не были ни “русскими”, ни “украинцами”, ни “белорусами” в современном смысле слова, но общими предками всех трех народов.
Мы можем, чтобы отвлечься от текущей политической напряженности, взглянуть на пример другой цивилизационной общности – англоязычного мира. Британцы, американцы, канадцы, австралийцы – разные нации с разным национальным самосознанием, и в том, как американцы видят себя, большую роль играет война с Британией за независимость, в ходе которой Америка и возникла как государство. Но все разделения и конфликты истории ничего не меняют в том, что корни Америки как цивилизации лежат в Англии, и без Magna Carta не было бы и Декларации независимости США.
Историческое и культурное единство мира, говорящего по-английски, глубже разделявших его конфликтов. Мы можем также вспомнить греческий мир, разделенный на конфликтующие полисы, можем вспомнить Пелопонесскую войну, разделившую этот мир на союзников Афин и Спарты – но, несмотря на все конфликты, греки оставались греками.
Однако Крещение Руси не просто положило начало формированию восточнославянской культурной общности. У него, безусловно, есть культурное и историческое измерение – но оно отходит на второй план по сравнению с главным. Обретением Истины. Как писал митрополит Иларион, “Благодать и Истина всю землю наполнили, и вера на все народы распространилась, и до нашего народа русского дошла”.
Вера дает совершенно другое видение истории и нашего места в ней. Вера позволяет нам подняться над временем. Нас уже не уносит поток текущих событий, мы стоим на скале, и обозреваем поток времен сверху.
За более чем тысячу лет, прошедших со дня Крещения Руси, произошло множество событий. Восточная Римская Империя – а она был одним из самых долговечных государств в Истории – прекратила существование, на восточнославянских землях сложилась уникальная цивилизация, которая восприняла ее культурное и богословское наследие, менялись границы, огромные армии перемещались с Запада на Восток и с Востока на Запад, державы возникали и исчезали, могущественные империи простирали свое могущество на целые континенты – и приходили в упадок.
Кипели политические страсти, люди убивали и умирали за то, что они считали важным, произносили пламенные речи, писали трактаты – все это в наши дни представляет интерес только для специалистов-историков. Различные идеологические фантазмы овладевали сознанием людей – а потом уходили, оставив после себя тяжкие опустошения.
Яростные волны накатывались на скалу веры – и иногда, казалось, совершенно покрывали ее. Но потом они откатывались. И оказывалось, что Церковь Божия стоит как стояла – проповедуя слово Божие, совершая Литургию, и руководя людей к вечному спасению.
Потому что Церковь – это сверхъественная реальность, присутствующая в мире, реальность, с которой этот мир ничего не сможет сделать. Таково обетование Спасителя “Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее” (Матф.16:18)
Церковь странствует в этом мире уже долго, очень долго, и видит события в другой перспективе – в рамках Божьего замысла о спасении.
Именно Бог, в конечном итоге, является Автором истории, Он держит в Своих руках судьбы народов и судьбы отдельных людей. Именно Его Царство устоит, когда река времен унесет все государства мира – и Российскую Федерацию, и Украину, Америку, и все остальные.
И Церковь – всегда, и, особенно, в эти дни, когда мы вспоминаем Крещение Руси – зовет людей обратиться к этой сверхъественной реальности, и обрести подлинную идентичность в отношениях с Богом – и Его святыми. Как сказал Апостол, “И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек” (1Иоан.2:17)